Salvatore Ferragamo: наследие неаполитанского сапожника


Сальваторе Феррагамо - человек, чье имя на слуху даже у тех, кто не связан с миром роскоши

Сюжет этой истории похож на голливудский: здесь есть и бедный мальчик из глухой итальянской провинции, и родители, воспротивившиеся его желанию идти собственным путем, и эмиграция, и успех, и банкротство, и любовь, и смерть, и возрождение. Это история марки Salvatore Ferragamo, которую мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

 

БЕЛАЯ ТУФЕЛЬКА

Сальваторе Феррагамо - человек, чье имя в наши дни доводилось слышать даже тем, кто никак не связан с миром роскоши. Хоть в это и сложно сегодня поверить, но когда-то и сам Феррагамо не имел к нему ровным счетом никакого отношения. Он родился 5 июня 1898 года в Италии, в местечке под названием Бонито, что на юго-востоке от Неаполя. Его родители занимались фермерским хозяйством и едва сводили концы с концами. Семья была большая: четырнадцать детей, из которых Сальваторе был тринадцатым.

Salvatore_Ferragamo_tufelka.jpg

Неподалеку от дома Феррагамо находилась лавка деревенского сапожника. Однажды Сальваторе довелось там побывать. Работа сапожника показалась ему настолько интересной, что он стал часто к нему заглядывать. Смышленый парнишка быстро научился управляться с сапожными инструментами и вскоре стал правой рукой мастера. Случалось, что тот даже доверял ему хозяйничать в лавке одному. Как-то раз, оставшись один, девятилетний Сальваторе за ночь сшил белые туфельки для первого причастия своей младшей сестры. Этот эпизод из жизни юного мастера был впоследствии положен в основу фильма «Белая туфелька», который сегодня можно посмотреть на официальном канале Salvatore Ferragamo.

Ferragamo_Belaia_tufelka.jpg

 

КОРОЛЬ САПОЖНИКОВ, САПОЖНИК КОРОЛЕЙ

Решение Сальваторе овладеть ремеслом сапожника родители восприняли в штыки. Мало чем отличаясь от современных пап и мам, они желали для сына карьеру адвоката, врача или на худой конец архитектора, но никак не ремесленника. Тем не менее, поняв, что их планам не дано осуществиться, все-таки отдали его в обучение одному известному сапожнику из Неаполя.

Овладев ремеслом, четырнадцатилетний Сальваторе решил попытать счастья в Америке, где жил его старший брат. Тот помог ему найти отличную работу на современной бостонской фабрике по производству обуви. Казалось бы, чего еще желать неизбалованному жизнью итальянскому пареньку? Живи да радуйся! Однако эта работа не приносила Сальваторе никакого удовольствия, потому что он был убежден, что промышленным способом хорошую обувь не изготовить. В 1919 году он уволился с фабрики, переехал в Санта-Барбару и открыл пусть и маленькую, но собственную мастерскую, где начал делать ту обувь, о которой мечтал.

Благодаря близости Голливуда обувь Сальваторе Феррагамо привлекла внимание его звездных обитателей. Первым крупным клиентом молодого сапожника стал кинорежиссер Сесил Блаунт Демиль, который заказал у него сразу сто пар ковбойских сапог для своего вестерна. Вслед за Демилем к Феррагамо стали обращаться и другие знаменитости. Дела его пошли в гору настолько быстро, что в 1923 году он и сам смог перебраться в Голливуд, где приобрел славу «сапожника звезд». В 1920-е годы к числу клиентов Феррагамо принадлежали такие знаменитости, как Глория Свенсон, Джоан Кроуфорд, Мэри Пикфорд и Грета Гарбо. Последняя не изменяла его обуви на протяжении шестидесяти лет.

Однако же вместо того, чтобы почивать на лаврах, Феррагамо - истинный мастер своего дела - поступил в Южно-Калифорнийский университет и сконцентрировался на изучении инженерного дела и анатомии. Он понимал, что создать идеальный дизайн туфель, к которому стремился, он сможет, лишь зная анатомические особенности строения стоп и понимая, каким образом они помогают удерживать вес тела. Он настолько хорошо изучил предмет, что по особенностям стоп своих клиенток (до 1960-х годов под маркой Salvatore Ferragamo производилась главным образом женская обувь) мог определить их характер и происхождение, чтобы затем изготовить обувь, которая скрадывала бы все возможные недостатки их ног. Полученные знания помогли ему, например, изготовить туфли для принцессы Куч-Бихара - супруги индийского раджи, посетившей мастера в 1938 году. Несмотря на то что стопа принцессы была деформирована, она непременно хотела иметь туфли на высоком каблуке. Феррагамо блестяще выполнил заказ, специально создав для своей клиентки модель Mahrahni, в которой ноги принцессы выглядели безупречно.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИТАЛИЮ

Накопив достаточно средств, в 1927 году - к огорчению своих клиентов с «фабрики грез» - Сальваторе Феррагамо вернулся в Италию. Он обосновался во Флоренции - городе, который всегда вдохновлял его больше, чем Юг Италии, и в том же году основал здесь компанию Salvatore Ferragamo. Разумеется, на тот момент Феррагамо не мог предвидеть того, что через два года случится экономический кризис, люди перестанут платить по счетам и в скором времени он разорится. Однако же это случилось.

Не пасть духом и возродить свое дело Сальваторе Феррагамо помогла непоколебимая вера в себя. Уже в 1938 году он приобрел палаццо Спини Ферони, один из самых старых образцов средневековой архитектуры во Флоренции, где разместились его мастерская и бутик марки. В том же году фирменные бутики Salvatore Ferragamo появились в Лондоне и Риме, а в 1948-м - в Нью-Йорке.

 

ПО ПУТИ ОТКРЫТИЙ

За свою жизнь Сальваторе Феррагамо зарегистрировал свыше 350 патентов, а в архивах модного дома хранится 14 тыс. эскизов туфель различных стилей. Его самое известное изобретение - это обувь на танкетке из коры пробкового дерева, которая появилась в ассортименте марки в 1942 году, после того как Феррагамо стал испытывать сложности с ввозом материалов, традиционно применявшихся для изготовления туфель.

В то же время итальянский дизайнер стал использовать для пошива обуви нейлон. В 1947 году его «невидимые босоножки», созданные с помощью прочной нейлоновой лески, были удостоены премии «Neiman Marcus Award», являющейся в мире моды аналогом «Оскара». Феррагамо много экспериментировал с материалами - кожей, кружевом, текстилем, войлоком, резиной и пластиком. Он делал обувь даже из рыбьей чешуи и водорослей. Такая обувь, разумеется, была недолговечна и непрактична, зато вызывала неподдельный интерес у публики.

Впрочем, новаторство Феррагамо не ограничивалось использованием необычных материалов. Не менее неординарными были и предложенные им модели обуви. Достаточно вспомнить ставшие культовыми для мира моды босоножки Rainbow, или радужные босоножки, созданные Феррагамо специально для актрисы Джуди Гарленд, или открытые туфли Kimo со сменными цветными носками, которые Феррагамо впервые представил в 1951 году на первой итальянской Неделе моды во Флоренции.

Не можем не упомянуть здесь и туфли модели Viatica на высоком обтянутом кожей деревянном каблуке с металлическим стержнем внутри, в которых Мэрилин Монро блистала в фильме «В джазе только девушки». К слову, в знаменитой сцене с раздувающимся белым платьем из «Зуда седьмого года» на ней тоже были надеты босоножки Salvatore Ferragamo.

Какие бы модели обуви ни производились под маркой Salvatore Ferragamo, ее символом по сей день остаются туфли на высоком каблуке, являющиеся воплощением женственности и сексуальности. Кстати, металлическую набойку к их каблукам тоже придумал и первым стал использовать именно Феррагамо, за что модницы всего мира должны быть ему премного благодарны.

 

КЛАН ФЕРРАГАМО

После внезапной смерти Сальваторе Феррагамо в 1960 году управление компанией, как это часто бывает у итальянцев, взяла в свои руки его жена - Ванда Милетти Феррагамо (Wanda Miletti Ferragamo). На тот момент ей было 38 лет, и у нее не было никакого опыта управления бизнесом, зато был большой опыт управления детьми, которых у супругов Феррагамо шестеро: Фиамма (Fiamma), Джованна (Giovanna), Ферруччо (Ferruccio), Фульвия (Fulvia), Леонардо (Leonardo), Массимо (Massimo). Благодаря решительному характеру, большому желанию продолжить дело мужа и открывшемуся таланту эффективно вести дела (видимо, права была Маргарет Тэтчер, когда утверждала, что каждая женщина, знакомая с проблемами домашнего хозяйства, близка к тому, чтобы понимать проблемы управления страной!) Ванда Милетти Феррагамо смогла не только сохранить бизнес, но и развить его, усилив влияние марки Salvatore Ferragamo в мире моды. И дети ей в этом очень помогли.

klan_Ferragamo.jpg
Глава клана Ванда Милетти Феррагамо (внизу) с представителями второго и третьего поколений семьи Феррагамо. Нью-Йорк, 2003 год

Обязанности между ними распределились следующим образом. Дочери занялись творчеством: Фиамма - обувью и сумками, Джованна - одеждой, Фульвия - шелком, платками и галстуками, а сыновья сконцентрировались на технических вещах: продажах, оптовых поставках, администрировании.

Достигнув преклонных лет, сеньора Феррагамо стала почетным председателем совета директоров компании, большая часть акций которой по сей день принадлежит семье Феррагамо и распределена между более чем 70 наследниками флорентийского обувщика. При этом только трем членам третьего поколения семьи Феррагамо дозволено работать в компании, да и то лишь если они смогут доказать, что этого достойны. Столь строгие условия направлены на то, чтобы избежать усложнения структуры бизнеса, а следовательно, его возможного развала.

 

SALVATORE FERRAGAMO В МИРЕ ОЧКОВ

Оправы и солнцезащитные очки Salvatore Ferragamo, первая коллекция которых увидела свет в 1998 году, пользуются высокой репутацией на оптическом рынке. Начиная с 2012 года их производителем является американская компания Marchon Eyewear, в портфель брендов которой наряду с Salvatore Ferragamo входят такие марки, как Calvin Klein, Chloé, DVF, Etro, Karl Lagerfeld, Marni.

ferragamo_v_mire_ochkov.jpg
Солнцезащитные очки Salvatore Ferragamo

Разрабатывая новые модели очков Salvatore Ferragamo, дизайнеры всегда опираются на богатейший архив марки, служащий для них неиссякаемым источником вдохновения. В качестве элементов декора очков нередко используются символы марки, в частности ганчино (итал. gancino) - круглый крючок. Согласно семейной легенде, этот крючок напоминает собой кованый ключ на воротах средневекового дворца Спини Ферони. На творчество дизайнеров вдохновляют и ставшие культовыми модели обуви Salvatore Ferragamo, например легендарные туфли Vara, представленные модным домом в 1978 году.

Впрочем, отдавая дань наследию марки, дизайнеры всегда помнят о том, что их очки будут носить современные люди, а потому красота их изделий никогда не идет вразрез с технологичностью, в чем легко убедиться на примере новой коллекции.

Как нам стало известно в ходе написания статьи, именно российские модники принадлежат к числу самых преданных поклонников марки Salvatore Ferragamo. В отличие от европейцев, им хватает смелости для того, чтобы носить наиболее яркие и остромодные изделия Salvatore Ferragamo. И если вы как раз продаете очки люксовых брендов, советуем вам не оставлять этот факт без внимания и постараться сделать так, чтобы свои новые очки любимой марки эти люди приобрели не во Флоренции или Нью-Йорке, а именно у вас.

Текст: Елена Чуланова

Данная статья опубликована в журнале «Веко» 2017. № 4 (208).

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • www.veko.ru

Наши страницы в соцсетях:

Copyright © РА «Веко»