Takubomaster

Эмиграция как путь обретения себя


Рассказываем о замечательном человеке и талантливом оптике Саше Данишевском, который на заре перестройки эмигрировал из СССР в Канаду и смог состояться там как смелый новатор в области производства очков высочайшего качества.

«Молодость моя, Белоруссия»

Саша родился 13 июня 1968 года в Минске. Он был вторым и одновременно самым младшим ребенком в семье. Жизнь мальчика развивалась по типичному сценарию: ясли, детский сад, средняя школа… И все было бы и в самом деле, как у всех, если бы не одно важное обстоятельство: в конце 1970-х многие Сашины родственники, включая его родителей, поставили цель эмигрировать из СССР в Канаду. Большинству из них к 1980 году это удалось осуществить, а вот семье Данишевских в эмиграции было на неопределенный срок отказано.


«Я с Джульбарсом на границе».
Маленький Саша

Наступили годы жизни в статусе «отказников», что оставило отпечаток на всей юности Саши, начиная с 12 лет. Поскольку ему было ясно, что жить в СССР он не будет, закладывать фундамент для своей будущей жизни в Союзе он не собирался. Неудивительно, что школьные учителя были о нем следующего мнения: «Мог бы учиться лучше, если бы не ленился». Позиция родителей, которую они озвучили своему сыну, также вполне поддавалась логике: «Просим тебя лишь об одном – чтобы нас не вызывали в школу».

Тем не менее любимыми предметами у Саши были математика и черчение, и по ним он неплохо успевал, чего нельзя сказать о литературе, особенно на белорусском языке. На предпочтения в отношении школьных предметов, как и на выбор будущей профессии, влияло еще одно обстоятельство: сильное заикание сразу нескольких типов.

Обучение консультантов в статье

Заикание часто приводит человека к изоляции от окружающих. У Саши же, напротив, в друзьях недостатка никогда не было. И со многими из них он до сих пор крепко дружит. «Приезжая в Минск, я всегда оказываюсь в дружеской компании», – делится он. Саша вспоминает немало забавных ситуаций, происходящих с ним и его приятелями. Так, всякий раз, когда Саша отсутствовал на уроках вместе со своим закадычным школьным другом, учителя говорили, чтобы без спра­вок от врача они в школу не воз­вращались.


Дружелюбие – неизменная черта Сашиного характера.
Наш герой в центре в белой рубашке

С детства он любил рисовать, вырезать из дерева различные фигуры, а также питал страсть к разного рода наборам конструктора. У его старшего брата стоял в комнате кульман, на котором юный Саша с удовольствием чертил дома, что превращало в его сознании профессию архитектора в очень романтичное занятие. Увы, когда подошло время для поступления в вуз, статус «отказника» и невозможность получения советского паспорта ставили точку на его дальнейшем образовании в СССР.

Рыбалка и пионерские лагеря

В Минске Сашина семья жила недалеко от озера, и поэтому в детстве он часто бегал туда с друзьями, чтобы таскать из воды пескарей, ершей и окуньков. Также вся семья ежегодно посещала такой чудесный уголок природы, как озеро Нарочь, где они замечательно проводили время: отдыхали, купались, рыбачили. Именно на этом озере наш герой однажды вытащил свою самую большую щуку – весила она 14,2 кг!


Щучий улов в разные годы жизни

Юношеские годы нельзя себе представить и без пионерских лагерей. Их Саша очень любил, и без них начиная с первого класса сред­ней школы не проходило ни одного его лета. О первой такой поездке в лагерь Саша до сих пор вспоминает с теплотой. «По возрасту я относился к самому младшему отряду, 15-му, при этом мой брат был в самом старшем отряде – 1-м, в котором пионервожатой работала моя двоюродная сестра. Поэтому я не покидал их отряд, находясь там на правах “сына полка”. Старшие брали меня с собой даже на танцы. Чувствовал я себя тогда очень свободно».

Такая чудесная лагерная жизнь завершилась довольно ярким эпизодом. После окончания школы Саша по привычке вместе с друзьями поехал в свой любимый лагерь на электричке. Ехали, понятно, «зайцами». Это был 1985 год, всего за год до отъезда в Канаду. И вдруг их компания попадается контро­ле­рам. При установлении личностей ребят в отделении милиции один из сотрудников по телефону запросил данные о нашем герое так: «Это Ракета, предоставьте мне сведения по Александру Данишевскому». Получив ответ, он некоторое время молчал, а затем сказал: «Чего ж ты мне врешь, эти люди уже давно уехали в Израиль». Получалось, что, с одной стороны, семью Данишевских не выпускали из СССР, а с другой – по всем документам они уже были выписаны из Белоруссии.

Поиски себя в новой стране

В 1986 году, на первом этапе перестройки, семье было позволено покинуть СССР. Однако в Канаду они попали не сразу. Первоначальным пунктом эмиграции для них стала Италия, где Саша с родителями пробыл достаточно долго – с марта по октябрь – и где он отметил свое совершеннолетие. В этот же период в СССР произошла авария на Чернобыльской АЭС. Любопытно, что Данишевские из Италии предупредили о вероятной опасности своих родственников в Белоруссии раньше, чем те узнали о катастрофе из местных СМИ.


«18 лет исполнилось в Италии». Саша с родителями

28 октября 1986 года Канада, наконец, встретила Сашу и его семью. Уже закрепившиеся там родственники подготовили им некоторое основание для старта жизни на новом месте. И потому Саша сразу смог пойти в подмастерья к профессиональному жестянщику, чтобы заниматься оснащением зданий системами вентиляции. Прошло немного времени, и юноше стало понятно, что никакого профессионального роста в этой компании не предвидится.

Факт из жизни

Саша Данишевский отмечает: «На Западе я принципиально решил именоваться Сашей, поскольку надоело быть одним из бесчисленных Алексов, которыми называют здесь Александров, Алексеев, Олегов и кто знает еще кого».

С уходом из фирмы перед Сашей возникла дилемма: на кого же пойти учиться теперь. Детская мечта стать архитектором ввиду масштабности этой задачи оказалась недосягаемой. Примерно в это время ему посоветовали в качестве варианта рассмотреть профессию оптика. Речь шла о том, чтобы стать мастером по изготовлению очков в оптической лаборатории. В то время об очках Саша знал лишь то, что их носил его отец.

Через родственников наш герой не только ближе познакомился с профессией сборщика очков, но и смог устроиться в небольшую мастерскую, где ему помогли освоить необходимые навыки. Увы, и в этот раз не все складывалось идеально. Более высокая зарплата по сравнению с прошлой работой не оправдала ожидания молодого человека, это подтолкнуло Сашу к поиску новой работы. Помогли прежние связи, которые вывели его на эми­гранта из Ташкента по имени Леня. Новый наставник помог Саше стать в своем ремесле еще искуснее и даже научил его производить линзы с нужными диоптриями.

В мастерстве же покраски линз Саша Данишевский и вовсе не имел себе равных. Однажды к нему принесли очки Ray-Ban с разбитой линзой: клиент хотел на ее место установить пластиковую линзу, которая по расцветке была бы неотличима от оригинальной стеклянной. «Удалось добиться не просто идеального сходства линз по расцветке, – вспоминает он, – но и того, чтобы при отражении света они отдавали нужными тонами».

Успехи на выбранном поприще

Благодаря своему высокому профессионализму наш герой никогда не испытывал недостатка работы. Бывало, компании даже вели за него борьбу. Однажды такой известный международный продавец очков по рецепту, как LensCrafters, решил переманить его к себе. Поступившее предложение было очень выгодным для Саши, особенно ввиду того, что на текущей работе начальник не собирался поднимать ему зарплату. Когда Саша уведомил свое начальство о вероятном переходе в LensCrafters, то ответственный менеджер компании незамедлительно распорядился повысить его ставку до уровня, еще более привлекательного для Саши, и рекрутеру LensCrafters пришлось отступить.

Затем примерно год все шло хорошо: днем Саша трудился на трех работах, а вечерами обучался в колледже на оптика. Денег теперь хватало, и он стал задумываться о семье. И вдруг в Канаде наступает рецессия, и тот же самый менеджер, который год назад добился повышения зарплаты для Саши, за ланчем сообщает ему об увольнении. На вопрос почему, он ответил: «За тебя я совершенно спокоен, за неделю ты найдешь себе новую работу». Недели ждать не пришлось, поскольку вопрос о новом трудоустройстве был решен практически сразу.

Новым местом работы стал небольшой салон оптики. «Такой формат лучше всего позволяет научиться искусству продаж, поскольку в маленьком салоне тебе приходится не только выполнять свою работу в мастерской, но и общаться с клиентами в торговом зале, – отмечает Саша. – В результате я еще и научился успешно продавать очки с рецептурными линзами. В том, что у меня будет собственный бизнес, я был уверен, еще когда летел в Канаду, но именно тогда я ощутил в себе силы для воплощения этой мечты».

Обманчивость первых успехов в бизнесе

Впервые открыть собственное де­ло Саше удалось в 1989 году. Это был «салон оптики на колесах»: в свободное от основной работы время он со специальным чемоданом с оправами посещал клиентов на дому и продавал им очки.

Спустя два года у Саши появил­ся свой первый магазин оптики. Перед этим он работал в нем по найму, но управляющий магазином не слишком успешно справлялся с делами, поэтому предложил Саше его выкупить. Салон находился в русскоязычном районе Торонто, то есть вести бизнес нужно было в хорошо знакомой ему эмигрантской среде.

Однако чуть позже обнаружилось, что компания, которая владела этим магазином, уже год не платила аренду. В результате хозяин помещения на законных правах передал этот магазин Саше, причем совершенно бесплатно. Правда, на этих условиях салон достался ему пустым – без товаров и оборудования. Пришлось оснащать его полностью с нуля. Совсем скоро, в 1992 году, был открыт и второй магазин.


В числе известных посетителей Сашиного магазина был Михаил Жванецкий

Дела с первыми двумя магазинами шли хорошо, и окрыленный успехом, наш герой открывает третий салон. «У начинающего бизнесмена есть этап, когда ему кажется, что удача всегда с ним и никакие опасности ему не угрожают. Такой самообман часто приводит к жестоким провалам, что со мной и произошло. Я стал слишком самоуверенным, совершал много необдуманных поступков, в результате чего мой третий магазин принес мне колоссальные убытки – порядка 400 тысяч долларов».

«Одно время в СССР я занимался борьбой, и первое, чему учат в этом и во многих других видах спорта, – это умению правильно падать. Уметь падать с наименьшим для себя ущербом нужно и в бизнесе. Через падения мы обретаем ценный опыт. Учиться только на ошибках других дано не многим».

Еще на первых этапах работы с третьим магазином, когда ущерб можно было свести лишь к 100 тыс. долл., Саша обратился к адвокатам. Один из них, юрист, умудренный жизненным опытом, посоветовал ему смириться с потерями и принять это как урок. «В ту же секунду мне захотелось его ударить, – вспоминает Александр, – но, как оказалось, он был прав. Увы, следующие четыре года я продолжал тянуть этот магазин, только усугуб­ляя свое положение».

Факт из жизни

Переезд в англоязычную страну помог Саше практически полностью преодолеть заикание: английский язык не только сам по себе оказался мелодичнее русского, но и предоставил множество слов-заменителей, на которых заикание не проявлялось.

«В конце концов магазин был закрыт, и впредь я придерживался более осторожной тактики: открывал салоны только в партнерстве с другими людьми. В итоге я располагал шестью салонами оптики, пять из которых были партнерскими проектами. Также у меня был и онлайновый салон оптики, в который меня позвали в качестве совладельца в 2006 году», – подводит итог наш герой.

Фабрика, возникшая по воле случая

Как-то раз в ресторане Саша разговорился с одним парнем, который оказался мастером по работе с металлом. Он поинтересовался у него, сможет ли тот вырезать ему оправу из такого материала. «Во время нашей беседы с этим человеком у меня впервые зародилась идея о производстве оправ в Канаде», – вспоминает Саша.

В итоге с тем парнем ничего не вышло, но примерно тогда же состоялось знакомство с Олегом Греховым – русским инженером, имевшим большой опыт работы в различных сферах, включая промышленность, космос и даже атомные и гидроэлектростанции. Его специализацией были станки с числовым программным управлением (ЧПУ).

Поиски оригинальной бизнес-идеи натолкнули Сашу и Олега на мысль об открытии салона оптики, в котором бы производились оправы. Вскоре Саша уже летел на оптическую выставку во Францию, чтобы выбрать там подходящее для такого предприятия оборудование. Когда он выслал Олегу снимки станков, тот решительно заявил: «Нет, нам нужно оборудование для более масштабного производства – мы открываем фабрику по изготовлению оправ!»

Это был 2014 год, а в 2015-м партнеры уже зарегистрировали компанию по массовому производству очков. «С тех пор я верю в его величество случай, ведь именно тот случайный разговор в ресторане привел в итоге к появлению нашей фабрики», – говорит Саша.

Закупленным во Франции оборудованием Олег не был полностью доволен. «Прихожу однажды на фабрику и чуть не теряю дар речи – станок стоимостью в 120 тысяч евро разобран Олегом на зап­части, – вспоминает Саша. – Однако когда станок заново был им собран и откалиброван, заработал он настолько хорошо, что вызвал удивление даже у инженера компании, которая его нам поставила».

Быть пионерами в производстве очков в Канаде оказалось непростой задачей. Банки не хотели предоставлять кредиты, так как у них не было возможности переговорить ни с кем, кто уже претворял такие проекты в жизнь в этой стране. Кредиторов интересовало, как новые производители смогут конкурировать с Китаем. Отвечая им, что ориентир будет взят на европейское качество, ребята сталкивались с непониманием.

Неподходящее напряжение в электросети стало еще одним препятствием на пути реализации проекта. Из-за того, что в Канаде частота тока на 10 Гц выше, чем в Европе, двигатели европейских станков крутились быстрее. Первые оправы просто сжигались, и потому пришлось искать местные моторы для достижения нужных оборотов. Любая консультация с европейскими поставщиками из-за разницы во времени занимала минимум сутки.

В итоге все препятствия удалось преодолеть, и сегодня фаб­рика полноценно функционирует. «Быть первыми всегда интересно, поэтому, когда меня спрашивают, взялся бы я снова за такой сложный проект, я отвечаю, что да, ведь мне уже известно так много подводных камней», – объясняет Саша.

От искривившихся оправ до уровня мировых брендов

Одним из таких подводных камней стало понимание того, что любая фабрика, в каком бы регионе мира она ни располагалась, подстраивает свое производство под местные природные условия. Поэтому технология изготовления очков в той или иной стране имеет свои особенности. Начинающей фабрике также необходимо было экспериментальным путем определить оптимальную для климата Канады температуру производства оправ.

Осознать это помогла первая коммерческая партия очков, выпущенная в 2018 году. «Уже через месяц-полтора все очки со складов нам пришлось забрать, поскольку они скривились из-за неверно выбранной температуры производства, – вспоминает Саша. – Потребовалось три месяца, чтобы все исправить, и, наконец, в январе 2019 года мы представили на продажу успешную партию нашей продукции, по поводу которой на выставке во Франции я услышал от знатоков много восторженных отзывов».


На оптических выставках очки фабрики Данишевского удостаиваются самых высоких экспертных оценок

Сегодня оправы, выпускаемые этой канадской фабрикой под брендом № 49 Eyewear, специалисты часто сравнивают с продукцией таких известных брендов, как Lafont, Cazal, Face-a-Face и др. И это всего первая коллекция канадской фабрики! А причина здесь довольно простая: этих ребят, владельцев бизнеса, никто не учил делать плохо, и поэтому с самого начала они установили для себя максимально высокую планку.


С французским дизайнером очков Паскалем Лакоттом

Продукцию молодого канадского производителя по достоинству оценил и самый старый в мире магазин оптики Friedrich’s Optik, которому уже более 200 лет. Хозяйка этой сети, Бриджит Паулик (Brigitte Paulick), попросила фабрику изготавливать для нее оправы, хотя могла заключить контракт с мужем своей сестры, который располагает своим производством в Германии.

«Спасибо Богу за хороших учителей»

Первыми учителями Саши были его родители, особенно отец, который работал инженером в обувной промышленности. Еще в Минске все соседи приносили к нему сломанные вещи, и Сашиному отцу удавалось их чинить. Он был успешен в самых разных областях, поэтому неудивительно, что девизом, с которым этот человек шел по жизни, была фраза: «Не боги горшки обжигают». Когда Саша осваивал производство очков, этот лозунг и для него служил «путеводной звездой».

Другой значимой фигурой на жизненном пути Саши Данишевского и профессиональном поприще стал выдающийся мастер своего дела – французский дизайнер очков Паскаль Лакотт (Pascal Lacotte). «У себя в студии в Марселе он преподал мне ценные уроки по дизайну и показал разные трюки в изготовлении очков, поделился множеством удивительных идей, – вспоминает Саша. – У Паскаля имеется семь золотых наград за очковый дизайн, он сотрудничал с такими великими брендами, как J.F.REY, Alain Mikli, Chloé, Jean Paul Gauthier, Yoji Yamamoto и другие. При этом он остается на редкость скромным и обаятельным человеком. С него и началась моя дизайнерская карьера».

Драгоценные близкие люди

У Саши две дочери от первого брака – Британи и Аменда. С ними у него, к сожалению, нет возможности общаться, но он испытывает к ним самые теплые родительские чувства, о чем свидетельствует татуировка в виде двух зайчиков в области сердца. Вторая супруга Елена и в горе, и в радости остается его верным другом и надежной опорой.

Увы, некоторых из близких уже нет в живых: в их числе отец и старший брат. «Когда ушел из жизни мой брат, похоронный зал был полон пришедших с ним проститься, – вспоминает Александр. – Многих из них я даже не знал. Я увидел, как много людей ценило брата и преисполнился за него гордостью. Благодарю Бога за то, что и меня он наградил множеством друзей и знакомых, включая большинство моих деловых партнеров, с которыми я остаюсь в хороших отношениях».

Благодарим Сашу за его рассказ об интересном и поучительном, особенно для специалистов-оптиков, жизненном опыте. Желаем ему счастья и дальнейших успехов как в личной жизни, так и на профессиональном поприще.

Подготовлено Александром Козловцевым
© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко»  [2021. № 3 (247)].
По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: