Takubomaster

Грядущее в офтальмологии глазами эксперта в области детского зрения


Интервью с детским врачом-офтальмологом, директором «Школы оптометрии доктора Шеховцова» (Киев, Украина) Максимом Шеховцовым раскрывает ряд важных тенденций дальнейшего развития офтальмологии и оптометрии, а также мечты самого доктора об очень перспективной разработке, которая смогла бы вернуть зрение слабовидящим и слепым.

— Какие новые тенденции в развитии офтальмологии вы отмечаете в последнее время и что из этого вы собираетесь внедрять в своей клинике?

— С одной стороны, кажется, что все уже развито, но с другой – я отмечаю следующее: специалистами очень часто упускаются из виду серьезные диагнозы у детей в возрасте до 3 лет. В качестве оправдания они говорят, что в этот период жизни ребенок не контактен. В результате к нам приходят дети с запущенными серьезными заболеваниями. На самом же деле у врачей есть возможность общаться даже с маленькими детьми и применять в диагностике их зрения различные тесты.

Внедрять что-то новое в нашей клинике мы не собираемся, поскольку все необходимое у нас уже имеется.

Первостепенная задача для нас – предоставить наиболее полную информацию о состоянии зрительной системы ребенка его родителям. Если же у него есть проблема и врач по каким-то необоснованным причинам откладывает ее решение, это может иметь необратимые последствия. Например, в случае возникновения косоглазия у 3–6-месячного пациента врач почему-то рекомендует забыть об этом недостатке до достижения им возраста 6 лет.

Родителям следует понимать, что если лечение не ведет ни к каким улучшениям в состоянии зрения их ребенка, то надо искать другого специалиста. Если же специалист осознает, что случай пациента выходит за рамки его профессиональных компетенций, то разумно сразу направить ребенка к тому врачу, который на этом специализируется, и не говорить «все пройдет само собой».

Обучение консультантов в статье

— Ждет ли нас в следующем году развитие таких онлайн-направлений в оптике, как дистанционная диагностика зрения или консультирование?

— Дистанционные методы общения, конечно, не потеряют своей актуальности и не уйдут в прошлое даже после окончания пандемии. Ведь люди становятся все более занятыми и потому стремятся сокращать время, которое они тратят на различные поездки. При этом полноценная консультация возможна только при очном визите пациента к специалисту, без нее провести обследование и поставить диагноз чаще всего нельзя.

Раньше было так: пациент проходит назначенное ему обследование, приносит результаты, и специалист, который ведет его, решает, как выстраивать дальнейшее лечение. Сегодня у пациентов есть возможность отправить нам в мессенджере фотографии результатов исследования, это сокращает число визитов в клинику. Некоторых из них мы можем вести дистанционно, но иногда полученные данные указывают на необходимость непосредственного вмешательства врача в процесс лечения. Например, невозможно на расстоянии устранить некоторые негативные последствия ношения контактных линз, поскольку требуется окрасить роговицу флюоресцеином и какое-то время наблюдать за процессом выздоровления в динамике.

Бывает, что родители сами решают отслеживать эффективность применения «ночных» линз в коррекции зрения своего ребенка. Для этого они приобретают таблицу Сивцева-Головина, по которой еже­дневно проверяют его остроту зрения. При этом они не всегда строго соблюдают дистанцию, используют подходящее освещение и так далее. Поэтому без очных визитов в кабинет врача, пусть ни таких частых, как в период до пандемии, не обойтись.

К дистанционным на 90 процентов методам лечения мы можем отнести зрительную терапию. Так, сегодня для всех желающих доступны различные программы, которые пациенты могут самостоя­тельно использовать для лечения косоглазия. Различные зрительные тесты и упражнения также вполне применимы ими в домашних условиях, что избавляет пациентов от необходимости посещать кабинет, тем самым подвергая себя и врачей дополнительному риску заражения коронавирусом.
Однако не следует забывать: при лечении косоглазия с помощью синоптофора очень важным является правильное выставление углов на нем, и поэтому необходимо, чтобы этим занимался человек с опытом, например медсестра-ортоптист.

Не всем родителям удается изо дня в день на протяжении 2–3 месяцев заставлять своего ребенка выполнять рекомендованную врачом терапию. Тогда им остается только одно: водить ребенка на аппаратное лечение в глазную клинику. Причем есть ряд исследований, показывающих, что терапия, проводимая в кабинете врача, зачастую гораздо эффективнее, чем осуществляемая в домашних условиях.

— Что касается офтальмологических услуг, то, как вы полагаете, будущее за частными кабинетами или за крупными государственными центрами?

— Мы видим, что государство, в частности Украина, начало обеспечивать медицинские гос­учреждения солидным диагностическим оборудованием. А ведь не так давно, в 2010 году, когда я закончил ординатуру, меня были готовы взять врачом-офтальмологом в поликлинику при условии, что с собой я принесу щелевую лампу.

Недостатком работы в государственных медучреждениях является то, что зарплата в них в основном не зависит от профессионального уровня специалиста, ввиду чего у многих врачей там нет никакого стимула затрачивать свое время и средства на прохождение дополнительных курсов и чтение специа­лизированной литературы. В частных же клиниках, напротив, ценится именно профессионализм врача, и от него чаще всего зависит уровень его зарплаты. В связи с этим более мотивированы на рост именно работники частных клиник.

По моему убеждению, будущее за «частниками», ведь если они не будут развиваться в ногу со временем в своей области, то рано или поздно прогорят.

Но здесь есть и обратная сторона: частные клиники могут предлагать пациентам необоснованно дорогие методы коррекции зрения, что подорвет их доверие к специа­листу. К примеру, пациентке вместо базисной призматической коррекции подбирают рецептурную, которая в 6 раз дороже. Но через несколько месяцев возникает необходимость в обновлении рецепта, как это часто бывает с призмами, и пациентка огорчена тем, что ей снова нужно платить за новые очки. Поэтому в стремлении получить прибыль частной клинике не следует перегибать палку.

— Как считаете, разделится ли офтальмология на сегменты для бедных и богатых?

— На сегодняшний день во всем мире офтальмология и оптомет­рия, в том числе детская, делится на три категории: для богатых, для среднего класса и для бедных. И от этого никуда не уйти, так как время и знания врача стоят денег. А если это такие крупные специалисты, как, допустим, Ринская или Шевич, которые могут эффективно помочь даже в очень сложных случаях, то, конечно, их консультация просто не может стоить так же, как прием обычного врача в поликлинике. Многие пациенты этого, к сожалению, не понимают, и поэтому порой слышишь возмущенные комментарии о том, почему те или иные услуги не доступны широким массам.

В этой связи, по моему мнению, идея с привлечением клиентов с помощью акций не является удачной, поскольку такой маркетинговый ход привлекает в основном тех, кто не в состоянии платить. В результате врач, тратя время на бесплатный прием, теряет часть своей прибыли, что негативно отражается и на его отношении к пациенту. Поэтому я призываю коллег не проводить акций на дорогостоящие услуги. Состоятельный клиент придет к вам и так.

— Какая у вас офтальмологическая мечта?

— Меня очень интересует такая тема, как интегрированная электронная сетчатка, которую можно будет применять при патологиях природной сетчатки человека. Ее можно было бы использовать при полной отслойке сетчатки глаз, возрастной макулодистрофии и так далее. Нечто подобное в медицине уже используется: например, при отсутствии слуха пациенту внедряется специальный слуховой аппарат, датчики которого достигают мозга – и человек может слышать.

Поэтому в преддверии Нового года я бы попросил у Деда Мороза лабораторию по разработке электронной сетчатки и, самое главное, коллег-единомышленников, с которыми можно было бы осуществить эту идею.

Благодарим Максима Шеховцова за то, что он поделился своим виˆдением ситуации на рынке офтальмологических услуг, ценными прогнозами и дал практические советы, которые помогут специалистам оставаться востребованными в своей области.

Беседовал Александр Джуринский

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко»  [2021. № 10 (254)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: