Индивидуальные линзы сегодня и завтра


Мы решили вернуться к теме индивидуальных очковых линз, поскольку индивидуализация — это глобальный тренд, который салон оптики не может не учитывать в своей деятельности. Для этого мы поговорили с коммерческим директором «Компании МОК» Михаилом Долгановым.

— Хотя индивидуальные линзы изготавливаются уже давно, нельзя сказать, что их внедрение в массы происходит беспрепятственно. Какова сегодня, на ваш взгляд, их доля в сегменте очковых линз на российском рынке?

— Для более точной оценки обсуждаемого предмета хотелось бы сразу определиться с термином «индивидуальные линзы». Здесь возможны разночтения. На мой взгляд, под индивидуализированной очковой оптикой следует подразумевать линзы, дизайн которых разработан исключительно под конкретно взятого заказчика и которые способствуют устранению различных призматических эффектов, также они должны учитывать особенности зрительной деятельности клиента, то есть его lifestyle, и параметры посадки будущих очков на лице.

Теперь о доле таких индивидуальных линз на нашем рынке. В целом, по статистике, она не превышает 10–15 процентов от доли всей мультифокальной очковой коррекции, которая в свою очередь составляет примерно 3–4 процента от всей очковой коррекции. Мы понимаем, что индивидуальные линзы могут быть и однофокальными, но относим их к сегменту мультифокальных из-за сложного дизайна поверхности. Статистика же относительно линз, которые представляет «Компания МОК», несколько иная. В нашем ассортименте мультифокальная коррекция, к которой я отношу все линзы прогрессивного и офисного дизайнов, а также с поддержкой аккомодации, причем без учета бифокального дизайна, составляет от 10 до 12 процентов. Из них на долю индивидуальных линз приходится порядка 10–15 процентов. При этом потенциал для повышения этого показателя довольно большой. Рынка хватит всем, особенно в свете последних событий, приведших к уходу ряда поставщиков. Правда, и снижение покупательной способности не следует сбрасывать со счетов.

— Нужно ли индивидуальные линзы рекомендовать клиентам салонов оптики в каких-то особых случаях или же их следует предлагать всем посетителям?

— На самом деле существуют четко прописанные рекомендации, в каких случаях эти линзы наиболее уместно предлагать клиентам. Но некоторые салоны оптики придерживаются следующей политики: поскольку каждый клиент уникален и параметры его зрения индивидуальны, предлагать индивидуальные линзы уместно практически каждому. Мне такой подход ближе, ведь все мы действительно по-разному асимметричны, с различными зрительными параметрами и потребностями, и в этих индивидуальных свойствах всегда есть за что зацепиться, чтобы в конце концов привести клиента к той идеальной для него линзе из разряда индивидуальной оптики.

— В чем состоит основное преимущество индивидуальных линз перед готовыми складскими решениями?

— Основным их преимуществом является, конечно, то, что за счет своего оптического дизайна они обеспечивают пользователю зрение безупречного качества. Достигается это благодаря тому, что при подборе таких линз специалист учитывает максимально возможное число факторов. В результате заказчик получает продукт, произведенный строго в соответствии с его зрительными нуждами, причем таких линз в мире больше нет ни у кого. Дополнительным плюсом здесь становится то, что линзы, изготовленные по индивидуальным параметрам, выглядят, как правило, эстетичнее обычных прогрессивных, офисных и однофокальных линз. Все это в совокупности обеспечивает более высокое качество зрения и повышает качество жизни.

— А насколько осведомлен среднестатистический потребитель о наличии индивидуальных очковых линз?

— Думаю, что уровень осведомленности по данному вопросу еще недостаточно высокий, иначе статистика по объему продаж таких линз была бы более оптимистичной. Следовательно, этот уровень однозначно нужно повышать, однако начинать просветительскую кампанию, я считаю, следует не с создания рекламных роликов об индивидуальных линзах, а с ознакомления населения с более базовыми понятиями: например, с тем, что вместо трех разных очков они могут комфортно пользоваться одними универсальными.

Очень показательной в этом смысле является масштабная рекламная кампания Crizal, которую развернула в свое время компания Essilor. Благодаря этой инициативе ощутимо повысился уровень осведомленности людей об очковой оптике в целом и мультипокрытиях в частности. Продлись благоприятные времена дольше, Essilor наверняка организовала бы похожую кампанию для конечного потребителя, но уже в отношении индивидуальных линз, что также принесло бы пользу всем участникам нашего рынка.

Косвенным подтверждением этому является тот эффект, который наблюдается всякий раз, когда по федеральным каналам в передачах о здоровье речь заходит, пусть даже вскользь, о мультифокальных линзах. Тут же от наших партнерских салонов оптики поступают сообщения о клиентах, которые приходят и спрашивают о таких линзах, говоря, что слышали о них от Малышевой или других известных телеведущих. Следовательно, любые СМИ, но в первую очередь телевидение – это очень эффективный канал, который, впрочем, мало кому по карману, разве что таким гигантам отрасли, как Johnson & Johnson Vision или Essilor. Но я уверен, что даже при таком раскладе в выигрыше остается весь наш оптический рынок.

 — Может ли обычный салон оптики вносить свою лепту в повышение осведомленности конечного потребителя о линзах индивидуального дизайна?

— Да, конечно! Он способствует этому, если персонал рассказывает клиентам обо всех новых разработках в очковой оптике. Тем самым ответственность за просвещение пользователей относительно новинок обоюдная, и ложится она, с одной стороны, на производителей, с другой – на тех, кто напрямую работает с конечным потребителем. К сожалению, содействуют этому процессу далеко не все салоны: одни забывают, другие же рады, если клиент вместо одних универсальных очков купит у них двое обычных.

— А какие линзы индивидуального дизайна предлагает компания BBGR в России?

— К продукции BBGR данной категории относятся как прогрессивные, так и однофокальные индивидуальные линзы. Во всех этих дизайнах учитываются параметры посадки оправы на лице, а именно вертексное расстояние, угол наклона рамки оправы в вертикальной плоскости, также установочная высота – от зрачка до нижнего края оправы, монокулярное расстояние между оптическими центрами линз в оправе. Затем в зависимости от выбранного прогрессивного дизайна могут учитываться дополнительные параметры: связанные со строением глаза – в случае с дизайном Anateo Plus Mio; с преференциями клиента по использованию рук – правой или левой – в случае с дизайном Intuitiv Plus Mio; с устранением различных призматических эффектов – в случае с дизайном Sirus Plus Mio. Во всех этих трех дизайнах учитываются особенности посадки оправы на лице, а приписка Plus означает, что упор делается на средней зоне, которая может на 50 процентов превышать площадь средней зоны обычной прогрессивной линзы.

Все перечисленные дизайны при своем появлении на рынке были отмечены почетными наградами SILMO d’Or, что указывает на признание мировым оптическим сообществом весомого вклада BBGR в решение зрительных проблем пользователей с пресбиопией.

— Что конкретно подразумевается под анатомическим строением глаза, и нужно ли салону указывать эти параметры при заказе индивидуальных линз?

— Речь идет о длине глаза, центре его вращения и даже об изгибе сетчатки. Но не следует думать, что для заказа наших уникальных линз салону необходимо указывать в бланке бесконечное число данных. Все совсем не так. Прелесть наших линз заключается в том, что для заказа каждой из них разработана своя математическая формула, в которую достаточно заложить обычные параметры рецепта, а также параметры посадки оправы на лице пациента. Затем алгоритм сам вычисляет множество других дополнительных параметров, по которым создаются строго индивидуальные линзы. Такое упрощение процесса стало возможным благодаря тому, что в свое время компания BBGR проводила множество исследований, выявляя зависимость тех или иных дополнительных параметров, таких как длина глаза и центр его вращения, от различных данных в рецепте.

— Как вы считаете, достигнут ли предел изобретательности разработчиков или все-таки в дизайн индивидуальных линз можно заложить еще что-то не­обычное, даже экзотическое?

— Сразу ответить на такой вопрос очень непросто. Над ним думают целые научные институты, а также маркетологи, пристально изучающие едва заметные веяния и настроения на рынке. Но если пофантазировать, то, возможно, что в дизайне линз может быть каким-то образом учтена реакция зрачка на разную степень освещения, заставляющую его то сужаться, то расширяться. Если же в целом говорить об инновациях в очковой оптике, то вспоминаются линзы, которые под воздействием электричества в одной из своих зон меняют диоптрийность или затемняются по принципу электрохромизма. И кто знает, к каким еще открытиям приведет нас пытливая инженерная мысль.

Поговорить об индивидуальных линзах нам удалось и с коммерческим директором компании «Шамир-Русь» Владимиром Ильинковым. Далее приводим мини-интервью с ним.

— Какова на ваш взгляд средняя доля продаж индивидуальных линз в отрасли? Есть ли динамика роста, и за счет чего?

— Не знаю долю продаж индивидуальных линз в отрасли, но в нашей компании она растет, и связано это с осознанием пациентами потребности в таких линзах.

— Кому следует рекомендовать индивидуальные линзы?

— Необходимо рекомендовать всем пользователям. Будет лучше дизайн, покрытие и соответствие дизайна параметрам посадки оправы на лице пациента. Кроме того, появляется возможность заказывать линзы с окраской, зеркалом и те, при изготовлении которых применяется, например, современная технология Metaform.

— Нужно ли продвигать этот продукт конечному потребителю, и, если да, каким образом?

— Это зона ответственности Оптической ассоциации.

— Предлагает ли индивидуальные линзы ваша компания, и какие параметры они учитывают? Как их измерить?

— Предлагает, и все параметры точно измеряются с помощью устройства Spark 4, одним нажатием кнопки.

— Какие в дальнейшем параметры могли бы учитывать индивидуальные линзы?

— Использование дополнительных параметров усложняет работу оптиков и поэтому не имеет смысла. В наших прогрессивных линзах Shamir Autograph Intelligence искусственный интеллект дополнительно учитывает изменение зрительных потребностей пресбиопов при изменении зрительного возраста. Это делается автоматически без сбора оптиком дополнительных данных.

Благодарим наших собеседников за уделенное время и желаем компаниям дальнейших успехов в продвижении в массы их уникальных индивидуальных линз, гарантирующих безупречное качество зрения любому пользователю. 

Беседовал Ильдар Ильясов

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко»  [2022. № 8 (262)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 634-43-34.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: