Takubomaster

Контроль миопии в России – 2022


Делимся с читателями мнениями экспертов о контроле миопии и о том, какие методы для борьбы с ее прогрессирующей формой они применяют в своей практике.

Вторая декада двадцать первого столетия ознаменовалась возрождением утерянного интереса к борьбе с прогрессирующей миопией у школьников. В нашей стране эта борьба имеет давние корни. Если прочитать такие книги, как «Ложная близорукость» А. И. Дашевского (1973) и «Близорукость» Э. С. Аветисова (1999), становится ясно, что проблема школьной близорукости хорошо осознавалась советской офтальмологией. Близорукость подвергалась научному изучению, делались оценки ее распространенности, настолько же удручающие, какие даются и сейчас. Строились теории возникновения и прогрессирования осевой миопии, выдвигались методы ее замедления. Дашевский утверждал, что в их клинике в Днепропетровске им удавалось достичь хороших показателей в борьбе с прогрессирующей близорукостью у школьников.

Оживление интереса к борьбе с прогрессирующей миопией произошло под влиянием взявших верх на Западе представлений о дефокусной этиологии близорукости. Остальные теории были помещены на задний план. Появились инвесторы, спонсировавшие создание средств оптической коррекции зрения, которые на основании теории дефокусного прогрессирования осевой миопии дают потенциальную возможность замедлить этот процесс (и, как показывает опыт, – актуальную возможность). Параллельно было обнаружено, что с помощью ортокератологических линз тоже происходит замедление прогрессирования близорукости. Такие линзы тоже создают миопический дефокус после их снятия ребенком утром.

Волна увлечения контролем миопии прокатилась в последние годы по всей стране, начали создаваться центры контроля близорукости. Отметим, что первый центр был открыт еще в советское время в Ижевске*. В частных глазных клиниках стали предлагать подбор специальных очков и мягких контактных линз для этой цели, а также ортокератологию.

Обучение консультантов в статье

Для более ясного понимания происходящего в стране мы обратились в частные оптические клиники и салоны оптики и попросили их представителей ответить на следующие вопросы:

1.    Занимались ли вы контролем миопии раньше, до 2017 года? Если да, то какие методы использовали и как успешно?

2.    Насколько обоснованной вы считаете теорию дефокуса для объяснения прогрессирования миопии?

3.    Занимаетесь ли вы кон­тролем миопии сейчас?

4.    Какие методы и средства применяете?

5.    Удается ли доводить дело до конца на конкретных пациентах и есть ли положительные результаты?

6.    Как вы оцениваете эффективность контроля миопии: измеряете длину передне-задней оси, рефракцию или и то и другое?

7.    Есть ли побочные эффекты данных мероприятий по контролю миопии?

8.    Измеряете ли вы внутриглазное давление у детей, которые носят очки или мягкие контактные линзы для контроля миопии? Может быть, проверяете состояние диска зрительного нерва у таких пациентов с помощью Гейдельбергского ретинального томографа?

9.    Насколько эти новые средства контроля миопии финансово доступны российским детям?

Результаты опроса оптиков в социальных сетях

Мы провели среди оптиков опрос на тему «Какие способы контроля миопии используются в вашей компании?» и получили следующие результаты: наиболее популярным методом является ортокератология (его выбрали 24 % участников), следом за ним идут мягкие контактные линзы MiSight (21 %) и заключают тройку лидеров очковые линзы Stellest (11 %).

Далее публикуем ответы наших собеседников.

Артём Власенко,
врач-офтальмолог, директор сети оптических салонов «Оптик Центр» (Челябинск):

 — Контролем миопии у детей в «Оп­тик Центре» мы занимаемся с его основа­ния. Изначально с помощью очков с пе­рифокальными и/или прогрессивными линзами, контактных линз, а с 2014 года стали интенсивно развивать и орто­кератологию – ОК-терапию. Я относился к этой методике скептически и какое-то время даже игнорировал спрос, который был в нашем городе. Но потом погрузился в тему, связался с компанией «Доктор Линз», и так мы начали заниматься подбором ночных линз.

На сегодняшний день современной теорией развития и прогрессирования близорукости является теория периферического дефокуса, то есть ситуация, когда при формировании периферического гиперметропического дефокуса глазное яблоко стремится к росту. Если в парамакулярной зоне создается миопический дефокус – изображение находится перед сетчаткой, то рост глазного яблока останавливается, и прогрессирующая близорукость стабилизируется. На прогрессирование миопии также влияет и наследственный фактор, и слабость склеры.

Из методов остановки прогрессирующей миопии мы применяем и очки, и мягкие контактные линзы, и ортокератологию, которая сегодня уверенно занимает первое место в нашем арсенале средств для контроля миопии. Этот метод очень полюбился нашим пациентам, сегодня на подбор ночных линз в клинику не попасть в течение месяца. Это и хорошо, и плохо, думаю, вы понимаете, о чем я говорю.. А вот атропин может использоваться только в научно-исследовательских институтах, так как официально его применение запрещено.

У нас много детей, которых мы доводим до 18 лет и передаем во взрослую службу.

Хорошие положительные результаты мы получаем от применения ортокератологических линз – исследование, посвященное их эффективности, несколько лет назад проводила наша сотрудница Полина Звездочкина, а также мягких контактных линз и очков с перифокальными линзами, особенно с линзами последнего поколения Stellest. Недавно наш арсенал пополнился мягкими контактными линзами MiSight. Успех этих методик связан с правильной стратегией компании, направленной на мощную синергию и взаимодействие салонов оптики и клиники!

Эффективность контроля миопии оцениваем с помощью измерения передне-задней оси глаза и его рефракции. Пока побочных эффектов не наблюдали. Главное, чтобы было желание ребенка и родителей выполнять наши рекомендации. Внутриглазное давление измеряем всем детям с миопией согласно клиническим рекомендациям. Учитывая огромный поток желающих, можно сделать вывод, что новые средства контроля миопии финансово доступны российским детям.

Константин Слепых, 
главный врач семейного центра охраны зрения «Территория зрения» (Санкт-Петербург):

— До 2018 года такого понятия, как «контроль миопии», не существовало, и поэтому пациентам с близорукостью мы традиционно подбирали полную коррекцию. Но как только стали появляться эффективные методы, позволяющие сдерживать развитие миопии, мы активно начали внедрять их в свою практику. Сейчас в нашем центре мы применяем практически все передовые методы. Акцент делаем на использовании ортокератологических линз, но также успешно работаем с контактными линзами дневного ношения, такими как MiSight от компании CooperVision. К числу приоритетной продукции относятся и очковые линзы Stellest от Essilor. Кстати, на недавней крупной конференции, которую этот производитель организовал в России, в качестве одного из экспертов выступал врач нашей клиники. В случае необходимости мы дополняем оптические методы коррекции миопии терапевтическими, то есть используем проверенные капли.

В основе всех эффективных методов сдерживания близорукости лежит, конечно же, теория дефокуса. Все, что было до нее, просто не работает. Для меня как практика, а не теоретика важны только реальные показатели воздействия того или иного метода, и я могу сказать, что дефокус приносит положительные результаты.

Что же касается оценки эффективности того или иного метода, то едва ли для этого годится измерение ре­фракции, ведь ребенок может в конце концов и прищуриться, чтобы что-то разглядеть. Другое дело – наблюдение в динамике за длиной глаза пациента: если передне-задняя ось не растет, это верный показатель того, что наше лечение является результативным.

Вряд ли стоит беспокоиться по поводу побочных эффектов, ведь в России мы привыкли идти по проторенным дорожкам, то есть использовать хорошо проверенные методы. Так, ночные линзы начали внедряться еще в 2001 году, с запуска контактных линз MiSight тоже прошло немало времени, а линзы Stellest и вовсе не относятся к инвазивной методике. О каплях не слышали только ленивые. Если эти методы и приводят к каким-то трудностям, что практически не происходит, их решения хорошо нам известны. Неприятности могут возникать разве что из-за какого-то недосмотра родителей в соблюдении их детьми необходимых рекомендаций. Однако и эти последствия минимизируются тем, что каждый ребенок у нас закреплен за своим специалистом, который является его, по сути, семейным доктором и у которого он раз в три месяца проходит обязательный осмотр. Благодаря этому никакой чехарды с обслуживанием у нас не происходит, что повышает качество нашего медицинского сервиса.

Когда к нам приходят новые пациенты, мы не задаемся целью определить их финансовые возможности. Для стоматолога мы почему-то находим средства. Чем же зубы ценнее глаз и возможности хорошо видеть? В своем общении с клиентами мы стараемся прививать им культуру потребления, объясняя, что трудимся не ради наживы, но прежде всего для их пользы. Например, один только первичный осмотр у нас длится не менее часа, поскольку каждый случай индивидуален, и непростой задачей врача является с помощью обследования и во время общения понять, пришел ли ребенок с первичной миопией или она уже какое-то время прогрессирует. При этом учитываются все факторы: и возраст ребенка, и его национальность, и его наследственность по линии зрения, и то, где проводит он большую часть времени – на улице или в помещении, и многое другое. В итоге порядка 9 родителей из 10 решают остаться с нами и использовать проверенные, пусть и не всегда дешевые методы, чем повторять ошибки прошлого и снова натыкаться на советы, в результате следования которым зрение их детей только падало.

Марина Кулакова,
кандидат медицинских наук, детский врач-офтальмолог, ведущий специалист «Кабинета охраны и лечения детского зрения» салона оптики «Очкофф» (Екатеринбург):

— До 2017 года я не применяла методы контроля миопии, занимаюсь ею с 2020-го. Считаю теорию дефокуса самой доказательной и убедительной. Применяю в своей практике очки с линзами для контроля миопии, такими как MiYOSMART, Stellest, Myopilux, и мягкие контактные линзы MiSight 1 day. В моей практике есть большое количество детей и подростков, успешно носящих и очки, и линзы для контроля миопии. Веду статистику и вижу результаты. Я контролирую рост передне-задней оси два раза в год и ежегодно измеряю циклоплегическую рефракцию. Внутриглазное давление детям не измеряем.

Редкие пациенты с трудом адаптировались к очкам для контроля миопии после предыдущих монофокальных очков, но это за 1,5–2 года таких случаев было два. Более ни сложностей с адаптацией, ни побочных явлений отмечено не было.

Очень многие родители могут приобрести очки для контроля миопии своим детям, в меньшей степени покупаются контактные линзы для этой цели. Но весьма много и таких родителей, которые отмечают финансовые затруднения в приобретении средств контроля миопии и остаются на монофокальной коррекции зрения. По моим ориентировочным подсчетам, 60–70 процентов родителей заказывают средства контро­ля миопии, а 30–40 процентов – остаются на монофокальной коррекции.

Ответы специалистов из разных регионов страны показывают, что контроль миопии с 2017 года прочно вошел в практику. Применяются самые современные средства для замедления прогрессирования миопии. Несмотря на их высокую стоимость, родители готовы платить за них.  

Подготовлено Петром Чердаковым

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко»  [2022. № 7 (261)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 634-43-34.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: