Максим Абрамов: «Оптика – это бизнес, в котором нужно оставаться»


Тренды, раскрытые в интервью с руководителем отдела профессиональной поддержки компании CooperVision Максимом Абрамовым, помогут участникам российского оптического сообщества увидеть наиболее привлекательные ниши, сулящие их бизнесу большие перспективы, а также выявить те доработки, в которых нуждается профстандарт «Специалист в области медицинской оптики и оптометрии».

—    Ожидаете ли вы роста оптического рынка в 2022 году, и если да, то за счет чего?

—    Хотя компания, в которой я работаю, производит продукцию в сегменте контактных линз, мы все же стараемся анализировать рынок целиком, поскольку являемся его частью и в какой-то степени зависим от общей ситуации на нем. Наиболее значимую долю в медицинской оптике занимают, конечно, очковые линзы – порядка 75 процентов. Доля контактных линз составляет примерно 10–15 процентов. Поэтому тон всему задает именно очковая оптика.

Другим важным сегментом, обеспечивающим общий рост оптического рынка, являются модные очки. Согласно прогнозам, за следующие 5 лет рынок очков может вырасти на 8,5 процентов. Драйвером такого роста является поколение миллениалов, среди которых спрос на модные очки особенно высок. Потребление стимулируют и сами производители, которые стремятся чаще обновлять свои дизайнерские коллекции и всячески взращивают интерес людей к этому модному аксессуару.

За счет чего же рынок может расти или снижаться? На это влияют следующие три фактора: приток клиентов, их отток, а также снижение объемов потребления той или иной оптической продукции. Отталкиваясь от этих факторов, можно в целом предположить, что будет происходить с рынком.

У нас есть данные Всемирной организации здравоохранения и Международного института миопии Брайана Холдена, указывающие на то, что к 2050 году 50 процентов жителей Земли будут миопами. Сегодня этот показатель составляет 25 процентов. Получается, что за следующие 25 лет число миопов возрастет вдвое.

Опираясь на эти данные, можно смело ожидать ежегодного прироста всего оптического рынка примерно на 2,5–3,0 процента. Конечно, серьезный удар по нему наносят сейчас ограничительные меры в связи с ковидом, приводящие к временному закрытию салонов оптики, что не способствует росту прибыли. Но это с одной стороны. С другой стороны, нам известны сообщения о том, что переход на домашний режим работы интенсифицирует нагрузку на глаза людей и поэтому ведет к развитию у них компьютерного зрительного синдрома, других зрительных расстройств. Следовательно, есть все предпосылки для ожидания роста продаж таких товаров, как линзы с поддерж­кой аккомодации, линзы с защитой от синего света и другие.

Что касается российского рынка контактных линз, то за прошедшие полгода, несмотря на локдаун, он вырос на 17 процентов. Такой рост прибыли происходит главным образом за счет увеличения цен на линзы и благодаря переходу пользователей на однодневные МКЛ.

Обучение консультантов в статье

—    Какие контактные линзы и по каким причинам будут особенно востребованы в 2022 году и как ваша компания на это собирается реагировать?

—    На ответ указывает сегодняшняя ситуация. В связи с пандемией люди переходят на домашний режим работы, который обусловливает более интенсивную зрительную нагрузку, чем в офисе, где мы чаще встаем из-за компьютера, отвлекаясь на общение с коллегами. В результате цифровая зрительная усталость выходит на первый план. У этой проблемы две составляющие: нагрузка на аккомодацию и сухость глаз. Они же и будут лидирующими в обозримом будущем, а потому специалистам в салонах оптики нужно быть готовыми предлагать людям продукты, которые содействуют решению данных проблем. К этим продуктам относятся контактные линзы из материалов с высокой степенью смачиваемости, не вызывающие дискомфорта даже у пациентов с синдромом сухого глаза, а также разработки, снижающие нагрузку на аккомодацию.

Представленные недавно на российском рынке компанией CooperVision новые контактные линзы Biofinity Energys как раз способствуют снятию усталости глаз при зрительной работе на близком расстоянии. Очковые линзы такого рода уже давно есть, а вот в сегменте контактных линз подобных разработок до сих пор представлено не было. И ввиду сверхактуальности проблемы цифровой зрительной усталости этот продукт обязательно найдет своего потребителя.

—    Сохранится ли, по вашему мнению, и в 2022 году удаленная работа, усиление онлайн-продаж и подобные им изменения в деятельности компаний, связанные с ковидом?

—    Поскольку у нас международная компания, мы, общаясь с коллегами из-за рубежа, можем видеть, как сильно и повсеместно поменялся менталитет людей. У трансформации, которая является в связи с ковидом вынужденной для бизнеса, оказалась масса преимуществ как для компаний, так и для самих сотрудников. Удаленка предоставляет больше свободы при выполнении рабочих и домашних дел, что очень удобно для жизни. Неудивительно, что к прежней офисной работе никто возвращаться особо не желает. Компаниям же не стоит опасаться расхолаживания сотрудников на удаленке: как показывает опыт, те, кто добросовестно трудился в офисе, не теряют своих рабочих привычек, находясь дома.

Очень важным трендом во всем этом является улучшение коммуникации между компаниями. Различные мессенджеры, платформы для проведения онлайн-конференций настолько сильно интегрировались в нашу жизнь, что даже многим школьникам стало привычнее с их помощью общаться друг с другом.

Что касается онлайн-продаж, то не считаю, что их развитие может способствовать росту рынка. Ведь эти продажи не генерируют новых потребителей, а являются для оптиков, скорее, способом выживания в условиях, при которых маркетплейсы стремительно отнимают у них бизнес. Особенно это касается сегмента контактных линз. В сегодняшних условиях хочется призвать других производителей поддерживать с участниками розницы, переживающими критические времена, более тесную связь. Сейчас они, как никогда, ценят такое внимание, профподдержку, помогающие им не оказаться в безвыходной ситуации.

—    Каким образом можно сегодня решить проблему дефицита кадров в салонах оптики, сможет ли улучшить эту ситуацию новый профстандарт?

—    Наиболее эффективный мотивирующий фактор здесь – это материальная составляющая. Например, за рубежом оптометрист часто является совладельцем оптического бизнеса. Поэтому для притока перспективных кадров необходимо создавать привлекательные условия. Прежде всего, под ними подразумевается достаточный уровень зарплаты. Но поскольку руководитель салона оптики деньги не печатает, этот пункт тесно связан с другим аспектом – с развитием сервисной составляющей в этом салоне.

Сейчас порядка 99 процентов доходов приходится на продажу товаров, сами же услуги в салонах, как правило, не продаются, но предоставляются большей частью бесплатно. В то же время большие перспективы для розницы сулит реализация в салоне оптики целого спектра предложений клинического направления, таких как контроль миопии, профилактика синдрома сухого глаза, устранение функциональных нарушений зрения. В западных странах этот тренд вполне очевиден: приходящему в салон для проверки зрения пациенту, помимо проведения авторефрактометрии, обязательно измерят внутриглазное давление и исследуют поле зрения на периметре, структуры глаза – на оптическом когерентном томографе, глазное дно – на фундус-камере и так далее. Все эти сервисы заметно повышают уровень доходов салона оптики.

Что касается нового профстандарта, то хорошо, что он появился: теперь в законодательстве четко прописаны обязанности оптометриста. И это большой плюс. Увы, есть и существенный минус: оптометриста полностью оградили от работы с детьми; в частности, он не может подбирать им контактные линзы. Запрет установлен и на подбор сложной коррекции зрения.

Первое ограничение очень серьезно может тормозить развитие рынка, поскольку в связи с распространением миопии структура рефракционных нарушений сегодня молодеет. Поэтому прирост рынка происходит в основном за счет пациентов школьного возраста. Но поскольку офтальмологов хватает далеко не на все кабинеты, может случиться, что таким пациентам будет некуда обратиться, а это представляет даже некоторую угрозу здоровью их глаз. Поэтому надеюсь, что в будущем по­явится возможность для дальнейшей модернизации нового профстандарта.

—    Как глобальные и социальные процессы могут сказаться на отрасли в целом и на вашей компании в частности?

—    Считаю, что в целом качество жизни и благосостояние людей растут, и поэтому товары должны становиться все более доступными для населения. Вместе с тем увеличивается и число людей с аномалиями рефракции. Оба этих макротренда будут способствовать развитию нашей индустрии. Поэтому я уверен, что оптика – это бизнес, в котором нужно оставаться.

Если говорить о компании CooperVision, то главный акцент в ее деятельности сейчас делается на сегменте контроля миопии. И данный рынок просто огромен. Его масштабы даже превосходят рынок контактной коррекции зрения, являющийся для компании основным полем деятельности. В отношении контроля миопии у нас большие амбиции: помимо того, что мы уже располагаем самым обширным портфелем средств, способствующих замедлению прогрессирования миопии, прилагаются дальнейшие усилия как по его расширению, так и по повышению нашей компетенции в этой области.

Благодарим Максима Абрамова за то, что в интервью он поделился с оптиками своим ценным опытом. Мы надеемся, что приведенные рекомендации будут способствовать плодо­творному взаимодействию всех игроков рынка в целях процветания оптического бизнеса и на благо российского потребителя. 

Беседовал Сергей Клён 

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Веко»  [2021. № 10 (254)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: