Обзор модного дома оптики «Тамара»


В этот раз оптический гурман заглянул в дом оптики «Тамара» в Новосибирске и познакомился с его владелицей Татьяной Проскуриной.


Татьяна Проскурина

Блиц-визит

Открывая двери салона, посетитель словно попадает в особый мир: здесь все выполнено со вкусом и продумано до мелочей. Это заслуга дизайнера Андрея Шаманаева, который сумел воплотить и развить идеи Татьяны Проскуриной. На входе гостей встречает эффектная приемная зона, интерьер которой выполнен с применением натурального камня. Зона ожидания отделана массивом дерева, в ее окнах расположены объемные украшения, обновляющиеся в зависимости от сезона. Один из важнейших аспектов дизайна в любом салоне оптики – это свет, поэтому оптический гурман не мог не обратить на него внимания. Открытые полки с оправами освещены сверху, также имеются дополнительные трековые светильники. Благодаря такому решению свет не бьет в глаза, и выбор очков становится очень комфортным. В салоне «Тамара» есть место, которое особенно хотелось бы отметить, – и это аллея славы. На ней собраны экспонаты с историей и авторские вещи, которые выпускались в ограниченном количестве и которыми салон особенно гордится. Например, к  ним относятся очки Ferre 1994 года – сквозь десятилетия они сохранили отличный внешний вид и ни один камень, украшающий их, не выпал.

Book-Hook contecst

Пройдя через первый зал, музей и творческую зону, гость «Тамары» попадает в пространство с люксовыми оправами. Дизайн этого помещения соответствует ассортименту. Здесь представлены коллекции Akoni, Cartier, Dita, Maybach. В интерьере использованы дорогие материалы – натуральные камень и дерево.

Разговор по душам

После знакомства с салоном оптический гурман задал владелице Татьяне несколько вопросов.

— Когда была основана компания?

— В этом году компании исполняется 30 лет, у нас длинная история. В 1994 году, когда я еще училась в школе, появился первый салон оптики на Красном проспекте. Его открыла моя мама Тамара Ивановна Баско. Я руковожу компанией с 2006 года.

— Получается, салон носит имя вашей мамы?  

— Да, в начале 1990-х было модно называть бизнес своим именем. Многие зарубежные бренды названы в честь своего основателя: Estée Lauder, Dolce & Gabbana. У нас довольно сильный бренд, и компания «Тамара» с гордостью несет имя своей основательницы.

— Можно назвать ваш бизнес семейным?

— Да, я второе поколение, но у нас в семье уже есть третье. Мы создали холдинг: «Тамара» – это люкс, «Зрение» – средний ценовой сегмент, также у нас есть салоны в регионах. В общей сложности в холдинге пятнадцать оптических магазинов. Роман и Настя, дети моего брата, трудятся в «Зрении». Роман – управленец, а Настя занимается маркетингом. Можно сказать, что мы сибирская оптическая мафия.

—  Дело в том, что я тоже оптический предприниматель во втором поколении. И объехав почти всю Россию, я заметил, что семейный бизнес в оптике практически все­гда успешный. Многие интересуются моей историей: как я пришел в салон, как мама привела меня в этот бизнес. Расскажите, как это было у вас? Может, были какие-то ультиматумы?

— Меня тоже часто об этом спрашивают: «Зачем ты здесь?», причем не только люди из оптической сферы. Но, думаю, вы меня понимаете, я жила этим, впитывала ежедневно. Наши родители, мы, наши дети, – все звенья одной цепи. Невозможно оторвать бизнес от жизни и жизнь от бизнеса. Но мы хорошо умеем отделять семью и работу. Когда мы приходим на работу, у нас нет никакой бабушки или тети, если возникает критика, то только по делу. Мы приходим домой, и наша строгая Тамара Ивановна превращается в великолепную бабушку и маму. Оптический бизнес можно «оцифровать», форматы могут быть разными. Главным показателем действительно может быть маржа, окупаемость, а может – душевность. Все имеет место.

— А как вы сами привели третье поколение?

— Рецепт один – дети должны погружаться в бизнес, просто жить этим вместе с нами. Не нужно никого напрягать или заставлять. Например, когда приходит моя дочь, я делюсь с ней знаниями, мы вместе выбираем очки. А дома за обеденным столом мы обсуждаем разные истории, боли и успехи, и это тоже часть жизни. Дети растут в такой атмосфере. Многие живут так, что работа – отдельно, дом – отдельно, не включают детей в бизнес. А мы говорим о нем всегда. Можем с дочерью обсудить и маржинальность, и самые продаваемые модели. Сейчас ей 14 лет, и мне бы хотелось, чтобы она тоже вошла в наш бизнес. Она у меня очень творческая. У меня есть надежда, что она найдет себя в дизайне очков.

— Я вот почему интересуюсь. У меня тоже подрастает третье поколение. До 6 лет сын хотел быть машинистом метро. Говорит, что бизнес с очками очень скучный. Но один раз увидел премию, которую я выписал сотруднику, подумал и сказал, что тоже будет бизнесменом. Сын уже приходит в салон, собирает товар, работает на выставках.

— Наш человек!

 — Расскажите подробнее о команде. Кто в ней трудится и есть ли у вас мастерская?

— У меня чудесная команда. В общей сложности в штате состоит 30 человек: мастера, SMM-специалист, юрист, категорийный менеджер, врачи и консультанты. Есть две мастерские – в центре и Академгородке. Я много внимание уделяю работе с консультантами и врачами. Я думаю, что, когда команда действует слаженно, это ключевой фактор успеха. Без энергии руководителя не будет ничего. Команда заряжается, и никто другой ее этой энергией заразить не сможет.

— Перечислите, какие бренды представлены в разных ценовых сегментах.

— Они часто меняются. В категории люкс – Akoni, Bentley, Cartier, Dita, Dolce & Gabbana, Maybach, Porsche. Средний – Andy Wolf, Brevno, Caroline Abram, Eyerepublic, Einstoffen, Megapolis, Merel, Silhouette, St. Louise, Tattva, Tempo. У нас очень много брендов.

— А с какими оптическими линзами работаете?

— Есть наши линзы «Тамара». Еще сотрудничаем с Nikon, Rodenstock, Tokai, Zeiss. В общем, много с кем работаем, я уверена, что в каждой марке есть то, чего нет у других.

— Какая оптическая пресса представлена у вас в салоне?

— Мы выписываем «Веко», у нас есть Eyerepublic, а также у нас лежит настоящая гордость – итальянский журнал на русском языке, в котором есть материал о нас. Это альманах, который выпускается раз в полгода к выставке MIDO. Примерно, как и вы, они выбирают лучшие салоны мира по дизайну и делают обзор. И наш салон на улице Державина попал в подборку, приятно оказаться среди салонов из Польши, Италии и Кореи.

— Какая сопутствующая продукция представлена в вашем салоне? Я видел цепочки и часы, есть что-либо еще?

— У нас имеются разные виды футляров, цепочки, салфетки, спреи, аксессуары для контактных линз, наборы для ремонта, лупы. А еще – часы, запонки и зажимы для галстука того же бренда, что и представленные оправы. Такие аксессуары подчеркивают друг друга и очень красиво смотрятся вместе.

— Как и где происходит отбор товара?

— Есть, конечно, категорийный менеджер, у которого я беру информацию по окупаемости и прочему. Но я сама обожаю заниматься отбором, меня это вдохновляет. Времена пандемии приучили меня отбирать оправы онлайн, и мне это понравилось. Часть оправ я заказываю по электронному каталогу, что экономит кучу времени. Раньше я ездила на SILMO, MIDO, и мы напрямую работали и с Luxottica, Safilo, Marcolin. В Италии я бывала два раза в год регулярно: на MIDO и на отборах на фабриках. Недавно ездили на Сахалин, сейчас на Камчатку приглашают. Существуют отборы текущие и на новый сезон, которые требуют разного подхода. У нас нет ассортиментной матрицы, потому что мы позиционируем наши салоны как авторские и индивидуального дизайна.

— Расскажите о вашем опыте. Как вы пришли в оптический бизнес и какие у вас были этапы становления?

— Начала я работать еще школьницей и прошла все этапы от продавца до директора. В начале 2000-х я уехала в Москву, жила там 5 лет, и мне есть, чем там гордиться. Я открыла там несколько успешных проектов, мы запускали компанию «Экран Оптик», работала с аптечными сетями. А потом поняла, что зачем помогать другим зарабатывать деньги, если дома меня ждет семейный бизнес, и вернулась. У меня три высших образования, есть степень MBA. А с 2006 года я руковожу салонами «Тамара». За это время мы вошли в топ-100 лучших салонов оптики России, стали лучшим оптическим салоном страны и получили еще множество наград, с которыми можно ознакомиться на сайте. И та «Тамара», которая сегодня есть, – одна из лучших не только в России, в чем кроется моя заслуга. Я люблю это дело, умею делать работу качественно и знаю все этапы.

— Имея такой огромный багаж знаний и опыта, не хотели ли бы вы им поделиться? Много молодых предпринимателей заходят в оптическую индустрию и просят посоветовать им оптических наставников.

— У меня поначалу был такой опыт. Были люди, к которым я приезжала и делала диагностику, давала советы. Я приезжала на MIOF с лекциями. А потом случилась пандемия, СВО, и все прекратилось. Сейчас я возвращаюсь обратно, беру наставничество, учу продавать оптические товары в люксовом сегменте. 

Блиц-опрос

— Три самых крутых бренда оправ.
— Chrome Hearts, Maybach, Akoni.

— Классика или тренды?
— Тренды.

— Что важнее при подборе оправ: форма лица или стиль и образ жизни?
— Стиль и образ жизни.

— Металл или пластик?
— И то, и то.

— Очки с клипонами или фотохромные линзы?
— И то, и то.

— Большой ассортимент или безукоризненное качество? 
— Безукоризненное качество.

— Сарафанное радио или продуманный маркетинг?
— Сарафанное радио.

— Кто важнее в салоне: консультант или оптометрист?
— Оба.

— Имиджевые оправы или солнцезащитные очки?
— Солнцезащитные очки.

— Что бы вы сказали, оказавшись перед оптическим Богом?
— Спасибо тебе за то, что все это создал!

Салон оптики «Тамара» — одна из тех компаний, которые известны во всех регионах России. И мы рады, что нам удалось рассказать о ней. 

Автор: Станислав Трофимов,
генеральный директор ООО «Аэлита Оптика», совладелец бренда Tony Morgan

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Современная оптометрия»  [2025. № 2 (173)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 634-43-34.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: