Takubomaster

XV Международная конференция по контактной коррекции зрения


Компания «Джонсон и Джонсон Вижн» 10, 11 и 15 сентября 2021 года провела традиционную международную конференцию по контактной коррекции зрения, ставшую 15-й по счету. Мероприятие состоялось в онлайн-режиме на двух языках, русском и английском. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор программы конфе­ренции.


Конференцию открыл Д. А. Санаев


Ведущие конференции Д. В. Ярцев и И. А. Лещенко

Научную программу конференции открыла профессор К. Групчева (София, Болгария). Ее сообщение называлось «Подбирать контактные линзы или нет…». В нем она ретроспективно рассмотрела свой тридцатилетний опыт подбора контактных линз (КЛ). Подбирать их она начала в 90-е годы прошлого столетия, тогда это были гидрогелевые линзы из материала ГЕМА. Их носили порой годами, дезинфицировали в специальных устройствах кипячением, при этом они вели иногда к очень тяжелым осложнениям. Профессор сожалеет, что у нее тогда не было фотокамеры, чтобы запечатлеть те страшные картины. Подбирала она и жесткие линзы из ПММА. Пациенты испытывали неприятные ощущения при адаптации к этим линзам, и докторам приходилось убеждать их потерпеть, ведь главное – это хорошее зрение, а не комфорт. В середине 1990-х она стала назначать первые однодневные линзы, хотя им были свойственны определенные проблемы, например стоили они очень дорого, а воспроизводимость параметров от линзы к линзе оставляла желать лучшего. В 1998 году появились силикон-гидрогелевые линзы, все думали, что это линзы будущего, ведь они решают проблему гипоксии. Но и у этих КЛ были свои недостатки, они являлись относительно жесткими и имели плохую смачиваемостью поверхности. Эти недочеты были позднее решены во втором поколении силикон-гидрогелевых линз. Профессор рассмотрела три недавних клинических случая из собственной практики, где современные КЛ помогли решить зрительные проблемы людей разного возраста.

Врач-офтальмолог высшей категории Е. К. Мураховская (Москва) выступила с докладом на тему «Астигматизм глазами врача и пациента». Современные условия жизни предъявляют жесткие требования к зрению человека. Люди мало гуляют на свежем воздухе, много проводят времени за компьютером и электронными переносными устройствами. Коррекция астигматизма в таких условиях порой становится жизненно необходимой. При этом несмотря на успехи российских врачей-офтальмологов и оптометристов в подборе астигматических КЛ и очков с такими линзами, результаты пока выглядят скромными по сравнению с показателями западных стран. Среди пациентов распространены две проблемы – они, во-первых, часто не подозревают о том, что у них есть астигматизм, а во-вторых, если и знают о нем, понятия не имеют, как его можно исправить с помощью КЛ. Роль врача – это проинформировать своих пациентов о существовании мягких торических КЛ и их преимуществах.

Обучение консультантов в статье

Сомнения в сделанном выборе в пользу торических линз могут испытывать и опытные пользователи. Порой они думают, что нет разницы между зрением в «торике» и сферических линзах, и им становится непонятно, зачем переплачивать. Своими сомнениями они не делятся с врачом, а просто возвращаются на ношение привычных мягких контактных линз (МКЛ). Чтобы этого не происходило, специалисту необходимо расспрашивать пациента о возможных сомнениях, испытываемых неудобствах и т. п. Проблему с неоптимальной остротой зрения решают современные торические КЛ, в частности линзы марки Acuvue со стабилизацией веками.

Презентацию «Оптимизированный дизайн оптической зоны – инновационное решение для мультифокальных контактных линз» провел И. Пайзер, ведущий специа­лист по профессиональному обучению и развитию компании «Джонсон и Джонсон Вижн» (Великобритания, Ирландия). Он начал ее с постановки проблемы: понимают ли специалисты по КЛ пациентов с пресбиопией? Какие трудности создает людям это состояние ослабления аккомодации, довольны ли они привычным средством его коррекции и т. п.? Многие из них не хотели бы носить очки, поскольку до 45 лет они обходились без них и считают, что очки их старят, мешают при занятиях спортом, запотевают, а в дождь на линзах скапливаются капли и ничего не видно, например, когда едешь на велосипеде. При этом пациенты-пресбиопы практически ничего не знают о мультифокальных КЛ, которые не имеют этих ограничений. Здесь важна роль врача, который проинформирует их о преимуществах КЛ при пресбиопии.

Важную роль играет качество зрения на разных дистанциях, которое обеспечивают мультифокальные линзы. Здесь есть один фактор, который ранее не принимался во внимание производителями – это то, что размер зрачка меняется с возрастом, а также бывает разным при миопии и гиперметропии. Но наступили времена, когда эта проблема решена, поскольку компания «Джонсон и Джонсон Вижн» разработала мультифокальные МКЛ, в которых дизайн оптических зон учитывает особенности изменения размера зрачка от пациента к пациенту.

Помимо этой особенности, в новых линзах присутствует внутренний увлажняющий слой, который имитирует муциновый слой слезной пленки, а это положительно сказывается на комфорте ношения КЛ и стабильности слезы пациента.  

«Результаты исследования удовлетворенности пациентов фотохромными контактными линзами» – так называлось выступление канд. мед. наук И. А. Лещенко (Москва). Вначале она рассказала о факторах, влияющих на зрительный комфорт человека. Среди них большую роль играет зрительная выносливость – способность глаз адаптироваться быстро к разным задачам, оставаться эффективными при различных видах деятельности. Врачам-офтальмологам и оптометристам нужно не забывать, что в концепцию качественного зрения входит не только коррекция рефракционных нарушений сферическими и торическими КЛ, но и снижение аберраций высоких порядков, которые становятся заметнее при увеличении диаметра зрачка. Влияет на качество зрения и состояние слезной пленки.

Окружающая среда также может вызывать дискомфорт у пациентов, например, при выходе на яркий свет – это может быть улица в солнечный день или сцена, которая освещена слепящими осветительными приборами.

Были приведены результаты исследований фотохромных очковых линз, они показывают, что комфорт зрительного восприятия в ярких световых условиях в них выше, чем в линзах без фотохромного компонента. Затем И. А. Лещенко рассказала подробнее о фотохромных КЛ компании «Джонсон и Джонсон Вижн» Acuvue Oasys with Transitions. Интересная особенность этих линз в том, что фотохромные молекулы активируются не только ультрафиолетовым излучением, но и светом высокой энергии (голубым и синим). Результаты исследования удовлетворенности пациентов этими фотохромными МКЛ впечатляют: например, те, кто носил их в яркий солнечный день, в шесть раз чаще предпочли бы их обычным КЛ.

«Контактные линзы как способ коррекции и реабилитации детей и подростков со сложными рефракционными нарушениями» – такую тему раскрыла в своем докладе канд. мед. наук И. А. Лобанова (Москва). Зрительный анализатор детей очень сильно отличается анатомически и функционально от зрительного анализатора взрослого человека. Зрительные функции – это способность осознанного восприятия рассматриваемого окружающего мира и сознательное зрительно-управляемое поведение. Они помогают определять жизненно важные объекты, эффективно взаимодействовать с глазодвигательной и вестибулярными системами, согласовывать свою деятельность с другими сенсорными системами. Формирование зрительных функций происходит до 20 лет. В случае присутствия у ребенка рефракционных нарушений полноценная их коррекция позволяет обеспечить максимально сбалансированное развитие зрительных функций. Такая коррекция играет важную роль в медико-социальной реабилитации ребенка. КЛ очень близко приближают ретинальное изображение к физиологическому, создают условия для правильного аккомодационного ответа, не ограничивают угол поля зрения.

Существуют различные субъективные и объективные методы оценки состояния зрительного анализатора маленького пациента. Среди объективных можно выделить исследование зрительных вызванных потенциалов. Автор поделилась результатами исследования таких потенциалов у детей и подростков, пользующихся различными видами оптической коррекции зрения.

Профессор Л. Джонс (Канада) рассказал о будущем применении КЛ. Эти привычные нам средства оптической коррекции зрения могут не только корригировать рефракционные нарушения, но и широко применяться для других целей в ближайшее время. Первая сфера их использования – это, конечно же, актуальный в наши дни контроль миопии. Уже появились первые фотохромные МКЛ Acuvue Oasys with Transitions, которые обеспечивают зрительный комфорт при ярком естественном или искусственном свете.

Отдельным островком в мире контактной коррекции зрения станут линзы для скрининга и диагностики ряда системных заболеваний. Технические сложности на пути их создания следующие: внутрь линзы нужно научиться встраивать компактные датчики, регистрирующие тот или иной физиологический параметр; этот датчик должен уметь передавать получаемую информацию на записывающее устройство, находящееся вне глаза, которое затем будет производить анализ данных. С 2012 года было выдано более 250 патентов в области изобретения таких КЛ.

Другая сфера будущего применения КЛ – лечение заболеваний глаз. Специалистам хорошо известно, что традиционные методы введения препаратов, в частности инстилляция капель, неэффективны, поскольку менее 5 % лекарства достигает своей цели.  Профессор Джонс рассказал о том, что на рынке возможно появление нового типа КЛ, содержащих внутри себя лекарственный препарат – при надевании линзы на глаз он будет медленно высвобождаться из нее. 
Среди других областей возможного применения КЛ – антибактериальные линзы, тераностика.

Профессор Ф. Морган (Манчестер, Анг­лия) выступил с докладом «Влияние материалов контактных линз на анатомию и физиологию глаза». Если в 1990-е годы много вопросов вызывали гипоксические осложнения при ношении КЛ, то сегодня эта проб­лема больше не актуальна благодаря внедрению современных материалов. Сейчас более интересная тема – влияние дизайна и материала контактной линзы на состояние мейбомиевых желез, которое связано с частотой моргания. К сожалению, научные исследования дают довольно разные данные, поэтому однозначного ответа на вопрос, ухудшают или улучшают МКЛ работу мейбомиевых желез, у нас нет.

Продолжаются научные работы и в сфере изучения таких проблем, связанных с ношением КЛ, как гиперемия и окрашивание. Гиперемия может развиваться по разным причинам: из-за механического воздействия, влияния отложений, гипоксии, токсического или химического повреждения и др. Гипоксические факторы гиперемии устраняются применением материалов, обеспечивающих адекватный физиологии роговицы поток кислорода. Что касается такого феномена, как окрашивание роговицы флюоресцеином, то здесь у ученых нет единого мнения относительно того, что же мы наблюдаем при этом. В частности, ведутся споры о том, что представляют собой светлые точки, диффузно разбросанные группами пятен по роговице. Выдвинуты разные предположения: это может быть и затекание красителя в углубления между клетками, и захват его клетками, и др.

Профессор Морган отметил, что гипере­мия и окрашивание остаются ключевыми чувствительными индикаторами изменений физиологии поверхности глаза, они при этом связаны с разными этиологическими факторами и поэтому для дифференцирования необходима тщательная диагностика, а также последующее лечение состояния.

Доклад «Синдром сухого глаза у носителей контактных линз. Этапы диагностики» представила врач-офтальмолог Н. А. Козловская (Москва). В начале своего выступления она напомнила определение синдрома сухого глаза (ССГ), сформулированное второй рабочей группой Общества исследования слезной пленки и поверхности глаза (TFOS): «Сухой глаз – это многофакторное заболевание глазной поверхности, характеризующееся потерей гомеостаза слезной пленки и сопровождающееся глазными симптомами, в которых нестабильность и гиперосмолярность слезной пленки, воспаление и повреждение глазной поверхности, а также нейросенсорные нарушения играют этиологическую роль».

Доктор Козловская предложила простой последовательный алгоритм, который поможет практикующим врачам и оптометристам выявлять сухой глаз у пациентов, намеревающихся или уже носящих КЛ. Он предполагает следующие этапы. Первый – скрининг сухого глаза, который проводится с помощью специальных опросников, в частности DEQ-5 и OSDI. Второй – использование тестов для определения изменений гомеостаза слезной пленки: измерение неинвазивного времени ее разрыва (NBUT), осмолярности, оценка окрашивания роговицы, конъюнктивы, края век. Третий подразумевает проведение тестов для дифференциальной диагностики типов ССГ (исследование липидного слоя, состояния мейбомиевых желез, оценка дефицита водянистого слоя через измерение слезного мениска). Это довольно пространный алгоритм. Есть и более простой – в нем используется другой опросник, SANDE, после подсчета баллов измеряются NBUT и высота слезного мениска. Н. А. Козловская далее более подробно рассказала о нормах в тех или иных измерениях.

В выступлении канд. мед. наук М. А. Черепахиной (Москва) под названием «Адаптация к полной коррекции зрения» говорилось, что цель практикующих специалистов – это полная коррекция рефракционного нарушения, поскольку только она обеспечивает максимально высокие зрительные функции. Однако порой на прием приходят пациенты, у которых привычная коррекция зрения довольно сильно отличается от полной. В таком случае врачу-офтальмологу или оптометристу необходимо определиться, насколько близко приближать ее к полной коррекции. Для осмысления этого вопроса нужно понимать, к чему придется адаптироваться пациенту при смене очков или КЛ. При смене оптической силы и дизайна очковой линзы пациент столкнется с изменением тех искажений, к которым он привык, на новые. В частности, меняется размер ретинального изображения, то есть возникает эйконический эффект. Это вызывает довольно неприятные ощущения. В случае непереносимости перехода к полной очковой коррекции КЛ являются средством первого выбора. Другой фактор сложности адаптации – это изменения в бинокулярном зрении. Очковые линзы индуцируют вне­осевые искажения, поэтому при изменении их центрирования, оптической силы и др. пациент неизбежно столкнется с необходимостью адаптации к новому характеру изображения. Сферические КЛ лишены таких проблем, а при выборе торических линз лучше использовать те, у которых есть дизайн ускоренной стабилизации.

Канд. мед. наук И. А. Лещенко раскрыла тему «Значение диспансерного наблюдения при ношении контактных линз». Поскольку КЛ – это изделия медицинского назначения, пациенты, которые их носят, должны находиться под динамическим наблюдением. Но на практике это не всегда так, есть люди, которые носят КЛ, но годами или даже десятилетиями не посещают врача-офтальмолога или оптометриста.

Цели динамического наблюдения – профилактика отказов от ношения линз и осложнений, выявление заболеваний глаз. Почему это необходимо? Пациент может не подозревать о проблемах, поскольку многие заболевания глаз и осложнения начинаются бессимптомно. Возможно изменение рефракции глаз. Пользователи КЛ могут перестать соблюдать правила ухода за ними. После достижения людьми возраста 40 лет им может потребоваться коррекция возрастного ослабления аккомодации.

С какой частотой рекомендуется проводить повторный осмотр пациентов? При ношении ими однодневных МКЛ и линз частой плановой замены в дневном режиме, а также мультифокальных линз – один раз в год, при использовании вторых в пролонгированном режиме, а также ношении жестких и ортокератологических линз и прогрессирующей миопии – раз в полгода. Для маленьких пациентов назначается индивидуальный график.

Завершил научную программу конференции доклад профессора К. Групчевой «Защитные маски с очками и контактными линзами – проблема 2020-х годов». Проблема заключается в запотевании очков при одновременном ношении маски для профилактики коронавирусной инфекции. Причина этого – выдыхаемый воздух, который может попасть на глаза. При этом вместе с ним возможен перенос нормальной микробиоты из носа и глотки на поверхность глаз. А попадание микробиоты из одной полости в другую может привести к значительной проблеме. Помимо этого, ношение защитной маски ведет к появлению сухости глаз. Научные исследования показывают, что регулярное ежедневное ношение маски наносит вред поверхности глаз при наличии сухости, вызывает значимое ухудшение ряда клинических молекулярных показателей при длительном применении в течение дня. А ухудшение состояния глазной поверхности ведет к снижению качества жизни человека.

Одновременное ношение КЛ и маски создает ситуацию, когда выдыхаемый воздух попадает прямо на глаза. Также одно недавнее научное исследование показало снижение времени ношения КЛ у тех, кто регулярно пользуется защитными масками, в силу увеличения дискомфорта в глазах. 

Подготовлено В. А. Давыдовым

© РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Современная оптометрия»  [2021. № 8 (147)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • veko.ru

Наши страницы в соцсетях: