Takubomaster

Язык тела и черты личности


В этой статье обсуждаются способы обеспечения того, как практикующие врачи могут эффективно общаться с пациентами, чтобы помочь им справиться со своими страхами, тревогами и проблемами.

Введение

В психологии не прекращаются дискуссии относительно невербальной коммуникации и того, что она сообщает нам о людях. Делаются множественные заявления, но наука при этом молчит. Из исследований достоверно известно, что то, как мы интерпретируем чей-то язык тела, влияет на наш ответ на него [1–4]. Нас может потянуть к другому человеку либо мы можем чувствовать себя более или менее комфортно в его присутствии. Мы заранее осознаем свой ответ, обдумываем, что нам произнести или как поступить дальше. Чем лучше мы овладеваем искусством понимать невербальную коммуникацию, тем легче нам дается социальная интеграция; это делает нас эмоционально умными, поскольку у нас растет самосознание и понимание окружающих людей. 

А что если язык тела следует определенным шаблонам, так что мы можем на его основании с уверенностью описать личность другого человека и даже предвидеть, что он будет делать дальше? Представьте, насколько это было бы ценным при первой встрече с незнакомцем. А как полезно это стало бы для клинической практики!

Обучение консультантов в статье

Научные исследования невербальной коммуникации ведутся давно, они важный аспект наших усилий, направленных на уяснение того, как нам научиться распознавать и понимать друг друга [1]. Нам известно, что:

  • у нас есть общая для всех способность считывать выражения лица и по ним судить об эмоциях; 
  • нам не нужно много времени, чтобы сделать относительно точные выводы об особенностях психики другого человека; 
  • для всего этого нам требуется совсем немного информации. 

Такие способности выносить суждения о других играют критическую роль в социальном успехе и влияют на то, какими мы запоминаем окружающих нас людей. Наши выводы о характере незнакомца часто оказываются более верными, нежели мы сами можем это предположить; это объясняет те моменты в нашей жизни, когда мы заранее знали, что скажет или сделает собеседник [2–5]. 

Но каким образом мы характеризуем личность человека, когда пытаемся объяснить его поведение? Да и вообще, что значит «личность»? Личность можно определить как «то, что происходит внутри человека и определяет его поведение». Поведение состоит из конкретных внутренних характеристик, которые окружающие используют для описания нас в различных ситуациях [6]. 

Первые попытки определить личность через поведение были сделаны давным-давно, еще греческим философом Гиппократом (его термин «темперамент» мы продолжаем использовать и в наши дни). С тех пор стремление сформулировать, что такое личность, не прекращалось, и современные концепции описывают людей с точки зрения их открытости, добросовестности, экстраверсии, приятности и стабильности или того, насколько люди доминируют, влиятельны, уравновешены либо уступчивы в социальных ситуациях.

Хотя научные выкладки следует оценивать критическим мышлением, стоит нам собрать воедино все различные теории о языке тела и личности, как мы увидим определенные универсальные и предсказываемые тенденции. Мы склонны представлять в описании людей: 

  • более или менее энергичными и активными, медлительными или методичными; 
  • более или менее импульсивными либо непредсказуемыми; 
  • более или менее мотивированными, с различными настроениями и уровнями энергии; 
  • целеустремленными, выразительными, аналитическими либо просто дружелюбными и гостеприимными.

Наблюдая за поведением других людей, мы способны делать пусть и ограниченные, но вполне верные выводы об их личности и характере. В этом смысле тенденции в коммуникации, которые мы у них видим, открывают нам различные черты их индивидуальности. Учитывая прогресс, которые в последние годы отмечается в нейронауках, некоторые исследователи заявляют, что старая фраза «видеть значит верить» несет в себе дополнительный смысл: мы можем совершенствовать свой эмоциональный интеллект. Наблюдая и реагируя, мы развиваем навыки самоосознания и распознавания поведения окружающих [7–16]. 

Возможна и неправильная трактовка невербальной коммуникации. Наиболее сильно и убедительно при этом действуют наши предубеждения (мы видим то, что ожидаем увидеть) и первые впечатления («встречают по одежке»). Они дают нам возможность быстрой интерпретации поведения, но при этом уводят нас далеко в сторону от верных выводов. Вспомните также те случаи, когда чье-то поведение очень точно объяснялось вызвавшей его ситуацией. Например, это мог быть беспокойный пациент, которому чем-то не понравился уровень оказания услуг. Мы в таких случаях склонны характеризовать его как жалобщика, проецируем это на всю его личность и считаем человека спорщиком, а то и хуже. Такие предубеждения сложно преодолеть, поскольку мы выносим суждения о собеседниках для того, чтобы быстро определить, получим мы от них положительную или отрицательную реакцию. Результаты ряда исследований говорят нам о том, что даже то, как человек жестикулирует, показывает нам, насколько вовлеченным в процесс и харизматичным мы его считаем [17–21].

Стили интеракции

В 2011 году Л. Беренс (L. Berens), ведущий теоретик в сфере понимания личности, выработала интегрированную модель индивидуальности, которая собрала воедино данные исследований из различных научных традиций [22–24]. В ней представлены конкретные образцы поведения, которые свойственны тем или иным типам характера. Главная мысль Беренс заключается в том, что существует ассоциация между побуждениями людей и тем, как они ведут себя в ответ на побуждение в целях удовлетворения своих потребностей. Она назвала эти побуждения стилями интеракции (см. таблицу). Каждому стилю соответствует определенный язык тела. 

Мобилизаторы. Такие люди выглядят энергичными, скорыми на поступки, настойчивыми. Они вдохновляют других следовать за собой. Они все контролируют, их высказывания прямолинейны. Ключевая характеристика – они решительны. 

Навигаторы. Такие люди выглядят тихими. Их энергия интенсивная и сфокусированная. Они ведут себя спокойно, мало возбуждены, редко пользуются жестами. Этот недостаток движения скрывает интенсивность внутренней работы, которая, тем не менее, воспринимается окружающими. Обычно они сдержанны, говорят прямо, принимают решения на основании размышлений о смысле и цели. 

Энерджайзеры. Эти люди, как правило, энергичны. Они обычно оживленные и активно жестикулируют, экспрессивны, полны энтузиазма и привлекательны. Они могут быть убедительными и предпочитают принимать консенсусные решения.

Синтезаторы. Люди с таким стилем интеракции ведут себя тихо и задумчиво. Они негромко и скромно общаются с другими, кажутся довольно терпеливыми и предпочитают принимать консультативные решения.

Анализ Лабана

Если «личность – это непрерывная серия удачных жестов» [25], то тогда работа Р. Лабана (R. Laban; 1879–1958), влиятельного теоретика движений танца [26], ввела это определение в обиход через «базовые усилия» – движения, которые актеры и танцоры изучают для передачи намерений и эмоций. 

Лабан подчеркивал, что энергии, связанные с эмоциями и намерениями, можно сделать видимыми, объединив вместе базовые усилия: плавать, колоть/бить, скользить, рубить, хлопать, ломать, толкать или нажимать. Представьте, что вы плывете в свою консультационную комнату, скользите на стуле, чтобы, чтобы подъехать к столу или офтальмологическому комбайну, и протираете линзу тканью. Что это может сказать вашему пациенту? Сравните это с тем, что вы задвигаете стул под стол, листаете документы и вводите данные в компьютер. Что это говорит вашему пациенту? 

Стили интеракции по Беренс:

Показатель

Мобилизатор

Навигатор

Энерджайзер

Синтезатор

Ядро личности

Неутомимая жажда достижений в срок

Отчетливая потребность предвидеть и иметь координатную сетку

Острая нужда подключать других и участвовать самому

Потребность интегрировать и рассматривать разные источники

Цель

Достичь возможного результата

Достичь желаемого результата

Достичь предполагаемого результата

Достичь наилучшего результата

Главное убеждение

«Брать – так банк, любить – так королеву»

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» – «Да, у меня есть целых три плана!»

«Петрович, вызывай всех, мы не справляемся!»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Таланты

Надзор; мобилизация ресурсов; наставничество; руководство исполнением

Выработка плана; объяснение; руководство; мониторинг прогресса

Содействие; подготовка; обмен мнениями; оценка вариантов

Поддержка других; определение спецификаций; уточнение ценностей и вопросов; производство

Энергия

Целеустремлен; плывет против течения

Сфокусирован; избегает 

Вовлечен; двигается в направлении 

Спокоен и открыт; плывет по течению

Факторы стресса

Ощущение потери контроля; отсутствие результатов

Непонимание того, что произойдет; отсутствие прогресса

Ощущение неучастия в процессе; мысль о том, что он не нравится другим

Недостаток данных; необходимость быстрого принятия решения

Реакция на стресс

Борьба; противодействие

Бегство; избегание 

Волнение; движение к 

Замирает; плывет по течению

Применение на практике

Вернемся к нашей модели личности – к стилям взаимодействия. Думайте об этих четырех стилях с позиции того, что каждый из них обладает определенными движениями, описанными выше, больше, чем остальные и что некоторые из базовых усилий Лабана, скорее всего, будут связаны с индивидуальным стилем взаимодействия. Движение можно рассматривать как выражение намерения, по которому мы можем оценить общие черты личности. Вообразите себе собрание персонала, на котором представлены все четыре стиля взаимодействия:

  • Мобилизаторы – проталкиваются вперед, шумно и быстро занимают место за столом. Они порой бросают предметы перед собой, а во время разговора раздвигают в воздухе воображаемые препятствия. Чтобы сделать точку в своем выводе, они опускают руки вниз, а чтобы отпраздновать победу, поднимают вверх кулаки.
  • Навигаторы – как бы проскальзывают в помещение, указывают на место, где они собираются сесть, и садятся на стул медленно, запланированным способом, точно и спокойно. Говоря, они нажимают воображаемые кнопки в воздухе, чтобы выразить свою точку зрения или показать, что будет дальше; например, «сначала мы то-то сделаем, во-вторых, мы должны… в-третьих, вы…» и т. д.
  • Энерджайзеры – приходят, как будто охватывают собой всю комнату, сжимают руки вместе, демонстрируя, как они рады встрече со всеми. Их руки подобны турбинам, которые помогают им подчеркнуть безотлагательность и важность того, что все здесь должны делать вместе. Они способны совершать руками движения дровосека; энерджайзеры словно прикреплены к длинной ленте, по которой они должны двигаться, пока они говорят, а вы – слушаете.
  • Синтезаторы – вплывают в офис, захватывая все вокруг. Они протирают вещи пальцами. Они легко садятся на стул и, кажется, мягко кивают или качают головой вверх и вниз, наблюдая за тем, что говорят люди.

Знаете таких? А на кого вы похожи?

В чем важность знания представленного выше для нас? Если вы видите энергию в языке тела, вы поймете намерения. Вы лучше узнаете пожелания окружающих. Тогда можно адаптировать свое поведение к их поведению, изменить скорость своих действий. Вы можете переключаться между энергиями и менять способ реагирования на поведение других людей, работать вместе с ними.

В 2016 году автор провел исследование с участием выпускников оптометрических колледжей с целью выяснить, может ли интерпретация языка тела что-то сообщить нам о пациенте еще до начала вербального разговора. Была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что: 

  • язык тела сообщает особенности личности; 
  • описания личностных характеристик следуют узнаваемому шаблону; 
  • эти шаблоны соответствуют стилям интеракции по Беренс.

Исследование было организовано таким образом, чтобы дать оптометристу возможность понаблюдать за языком тела пациента, после чего он выносил суждения о том, какова его личность, и рассуждал, как теория Беренс описывает ее. 

Для проведения исследования обратились к известной сети оптических салонов. Участие в нем приняли оптометристы, только что получившие лицензию на профессиональную деятельность. Всего их было 76 человек, данные собирались в течение одного месяца. 

Каждого оптометриста просили описать, какой личностью является тот или иной пациент, после просмотра короткого фильма, в котором было показано, как пациент сидит в очереди на прием или прохаживается в его ожидании по коридору. Всего было четыре фильма для просмотра, и, хотя обстановка в них была одинаковой, каждый актер, исполнявший роль пациента, демонстрировал поведение, свойственное заданному стилю интеракции. Вкратце, язык тела каждого пациента был различен, с тем чтобы показать определенный стиль личности. Мы задавались вопросом, сможет ли оптометрист идентифицировать пациентов и их стиль интеракции, причем делая это системно, последовательно. 

После демонстрации фильмов оптометристов просили выбрать слова из 16 предложенных вариантов для описания особенностей личности людей, за которыми они наблюдали. Количество слов могло быть любое от 0 до 16. 

Результаты эксперимента показали, что различия, сделанные оптометристами в своих суждениях о языке тела и поведении, не были случайными: мобилизаторов они описывали как решительных, контролирующих, прямых и лидеров, навигаторов – как спокойных, собранных, планирующих и обдумывающих действия, энерджайзеров – как энтузиастов, легких на подъем, синтезаторов – как терпеливых и скромных. 

Также исследование продемонстрировало, что:

  • один из способов оценки личности пациента – анализ языка его тела; 
  • это можно делать систематическим образом, например наблюдая за признаками личности, как они приведены в модели интеракции Беренс, причем даже не зная, что это за модель; 
  • систематический подход позволяет прогнозировать поведение другого человека и делать правильный выбор относительно того, как реагировать;
  • эти оценки, скорее всего, делаются автоматически в подсознании. 

Нам, как специалистам, работающим с пациентами, полезно понимать, каким образом язык их тела рассказывает об особенностях личности, поскольку они играют большую роль во время приема. Овладев этой техникой, нам будет легче понимать, где нужно взять на себя инициативу, где выслушать, как пациент среагирует на то или иное указание или рекомендацию. 

В то же время следует помнить и о том, что и наш язык тела многое сообщает пациенту. До какой степени их выводы о нас верны? Если они делают вывод на основании нашего слишком плотного графика о том, чтобы мы неорганизованны и непрофессиональны, верно ли это? По-разному ли описывают нас наши пациенты в зависимости от дня недели или времени суток?

Заключение

Узнав больше о тонких подсказках, которые мы можем получить от языка тела, можно дать обнадеживающее представление о своей профессиональной, дружелюбной и заботливой личности, просто войдя в комнату или пересекая ее. И это хорошее начало любой консультации.

Список литературы

  1. Cunningham JM. Review of Nonverbal communication: Notes on the visual perception of human relations and Disturbed communication: The clinical assessment of normal and pathological communicative behavior. Am J Orthopsych 28 (1): 211–213.
  2. Ambady N, Bernieri FJ, and Richeson JA. Toward a histology of social behavior: Judgmental accuracy from thin slices of the behavioral stream. Adv Exp Soc Psych 2000 32: 201–271).
  3. Ambady N, Hallahan M, and Conner B. Accuracy of judgments of sexual orientation from thin slices of behavior. J Person Social Psych 1999 77 (3): 538–547.
  4. Ambady N and Weisbuch M (2010) Nonverbal behavior. In: ST Fiske, DT Gilbert, and G Lindzey (Eds). Handbook of social psychology. John Wiley & Sons Inc., US.
  5. Martowska K. Temperamental determinants of social competencies. Polish Psychological Bulletin. 2014 45 (2): 128–133.
  6. Hogan R, Hogan J, and Roberts BW. Personality measurement and employment decisions: Questions and answers. Amer Psych. 1996 51 (5): 469–477.
  7. Bolton R and Bolton DG (1984) Social Style/Management Style: Developing Productive Work Relationships. Amacom, US.
  8. Buboltz Jr WC, Johnson P, Nichols C, et al. MBTI personality types and SII personal style scales. J Career Assess 2000 8 (2): 131–145.
  9. Gustavsson JP, Weinryb RM, Göransson S, et al. Stability and predictive ability of personality traits across 9 years. Person Indiv Diff 1997 22 (6): 783–791.
  10. Heberlein AS, Adolphs R, Tranel D, et al. Cortical regions for judgments of emotions and personality traits from point-light walkers. J Cognitive Neurosci 2004 16 (7): 1143–1158.
  11. Jung CG. The undiscovered self (1958) Little, Brown, US.
  12. Lurie WA. A study of Spranger's value-types by the method of factor analysis. J Soc Psych 1937 8 (1): 17–37.
  13. Marston WM (2013) Emotions of Normal People. Routledge, London, UK.
  14. Merrill DW and Reid RH (1981) Personal Styles & Effective Performance. CRC Press, US.
  15. McCroskey JC, Richmond VP, Heisel AD, et al. Eysenck's BIG THREE and communication traits: Communication traits as manifestations of temperament. Com Res Rep 2004 21 (4): 404–10.
  16. Sheldon WH and Stevens SS (1942) The Varieties of Temperament. A Psychology of Constitutional Differences. Harper & Brothers Publishers, US.
  17. Brendl CM, Higgins ET (1996) Principles of judging valence: What makes events positive or negative? In: MP Zanna. Advances in experimental social psychology. Academic Press, US.
  18. Sullins ES, Friedman HS, Harris MJ. Individual differences in expressive style as a mediator of expectancy communication. J Nonverbal Behav 9 (4): 229–238.
  19. Gilbert DT and Malone PS. The correspondence bias. Psychol Bull 1995 117 (1): 21–38.
  20. Halvorson HG (2015) No One Understands You and What to Do About It. Harvard Business Review Press, US.
  21. Miles A and Sadler-Smith E. “With recruitment I always feel I need to listen to my gut”: the role of intuition in employee selection. Personnel Review 2014 43 (4): 606–627.
  22. Berens LV (2001) Understanding yourself and others: An introduction to interaction styles. Telos Publications, US.
  23. Berens LV. A meta-model for types: Patterns, Polarities, and Autopoiesis. J Integ Theory Prac 2013 1: 8.
  24. Gerke SK, Berens LV (2003) Quick Guide to Interaction Styles and Working Remotely: Strategies for Leading and Working in Virtual Teams. Telos Publications, US.
  25. Fitzgerald FS (1925) The Great Gatsby, Wordsworth Editions (1995), UK.
  26. Sutil NS. Rudolf Laban and topological movement: A videographic analysis. Space and Culture. 2013 16 (2): 173–193.

Автор: Э. Коул, преподаватель теории коммуникации на кафедре оптометрии Астонского университета (Бирмингем, Великобритания)

Перевод: И. В. Ластовская

Статья опубликована в журнале Optometry Today (08.08.2020). Перевод печатается с разрешения редакции. 

Перевод © РА «Веко»

Печатная версия статьи опубликована в журнале «Современная оптометрия»  [2020. № 8 (137)].

По вопросам приобретения журналов и оформления подписки обращайтесь в отдел продаж РА «Веко»:

  • Тел.: (812) 603-40-02.
  • E-mail: magazine@veko.ru
  • www.veko.ru

Наши страницы в соцсетях:

  • vk.com/vekomagazine
  • fb.com/vekomagazine