87-летний шотландец, ослепший на один глаз во время Второй мировой войны, вновь обрел зрение 66 лет спустя
87-летний шотландец, ослепший на один глаз во время Второй мировой войны, вновь обрел зрение 66 лет спустя. Джон Грей был тяжело ранен в голову во время бомбежки немецкой авиацией его родного города Клайдсайда. Врачи сразу предупредили, что восстановить зрение на правом глазу будет невозможно. Однако много лет спустя, когда Джон начал слепнуть и на второй глаз, шотландские специалисты из клиники Глазго все же решили провести обследование и выяснить, чем можно помочь инвалиду войны. Врачи заменили рубцевую ткань и хрусталик, и впервые за шестьдесят с лишним лет Джон Грей увидел окружающее правым глазом. Теперь он даже намерен сдать экзамен по вождению.
В 1941 году Джон Грей был на дежурстве в составе добровольной противопожарной дружины, когда начался налет немецких ВВС. В ту ночь на Клайдсайд были сброшены тысячи бомб. Это была самая разрушительная бомбардировка пригородов Глазго за все время Второй мировой войны. Один из снарядов попал в здание склада, в котором находился Джон Грей. Его обнаружили, и тяжело раненого вытащили из-под обломков лишь через восемь часов. Джон оказался единственным выжившим из всех находившихся в здании людей.
Через много лет приятель сына Фрэнк Мунро, получивший диплом офтальмолога, взял Джона под свое наблюдение. В ходе обследования выяснилось, что сетчатка глаза не пострадала: проблема заключалась в травмировании хрусталика, но проводить операцию все-таки было рискованно. Врачи опасались, что за столько десятилетий мозг Джона просто «разучился», как видеть правым глазом, и внезапно вернувшееся зрение окажется настоящим «шоком» для тканей мозга. Однако быстрая утрата зрения на втором глазу все-таки вынудила врачей рискнуть и прооперировать пациента. Часть мозга, отвечающую за зрение, несколько недель «приучали» к окружающей действительности, снимая черную повязку с глаза постепенно. В настоящее время Джон может читать даже мелкий шрифт.
По словам Фрэнка Мунро, прогресс в области оптики и офтальмологии сегодня позволяет врачам делать то, о чем еще несколько лет назад они даже не мечтали. Однако он подчеркивает, что возврат зрения, потерянного в 1941 году, - случай уникальный.