Ученые разгадали главный секрет одного художественного полотна эпохи Возрождения
Это одно из самых провокационных предположений в истории искусства: некоторые художники Ренессанса использовали линзы или зеркала для того, чтобы рисунок ложился точнее? Анализ одной картины XVI века показал, что это полотно было выполнено при помощи оптических методов.
Теория, по которой художники Возрождения использовали оптическую проекцию, была предложена еще в 2000 году художником Дэвидом Хокни и ученым-оптиком Чарльзом Фалько из Университета Аризоны в Тусоне (Америка). Однако большинство историков искусства пока не берут ее в расчет.
Первые из открытых документальные записи художников появились, когда немецкий ученый-иезуит Атаназиус Кирхер описал их в 1650 году. Голландский художник Ян Вермеер, возможно, использовал крошечное отверстие для проекции изображений на полотна. Хотя доказательств тому, что он применял это в живописи, пока не представлено.
Фалько и Хокни утверждают, что обнаружили признак оптической проекции, сделанной на картине, написанной на век раньше, вероятно, при использовании вогнутого зеркала. На собрании Американского физического общества (APS), состоявшемся в Портленде (штат Орегон, США) на прошлой неделе, Фалько представил подробный анализ картины «Муж и жена», созданной в 1525 году мастером Лоренцо Лотто (который на картине изобразил себя. - Ред.). «Мы назвали ее Розеттским камнем, поскольку она дала нам гору информации», - говорит Фалько.
Об этом любопытном изыскании рассказывает новый выпуск журнала New Scientist.
Пара исследователей полагает, что искажения на восточном ковре на этой картине соответствуют тому, как если бы Лотто спроецировал это изображение; начертив часть его, художник затем лишь повернул зеркало для повторения проекции на другой части ковра. К примеру, можно увидеть исчезающие точки, которые, предположительно, были нарисованы с разных перспектив. К тому же Фалько указывает на то, что задник восьмиугольного образца размыт, как если бы он исчез из фокуса.
На собрании Американского физического общества Фалько также представил изображения картины, сделанные с использованием инфракрасной камеры. Под красной краской ковра он нашел область четких линий, область расплывчатых линий, а также область без линий. Они соответствуют трем областям, считают он и Хокни, которые были нарисованы при помощи различных фокусировок. Фалько убежден, что снижение качества эскизных линий отражает борьбу Лотто за сохранение шаблона на ковре четким после изменений в фокусе, которое могло бы также немного повлиять на увеличение изображения.
Ученый-оптик Дэвид Сторк из компании «Рико инновации» в Менло-Парке, Калифорния, настроен скептически. Он считает, что поскольку красная краска покрывает линии эскиза, то они, возможно, просто были незаметными, когда Лотто рисовал геометрический образец сверху, что и сделало их несоответствующими друг другу. «Это свидетельство совместимо с традиционными, неоптическими объяснениями», - сказал он.
К сведению, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) считается одним из лучших венецианских живописцев. По некоторым данным он - ученик Джованни Беллини, а по другому предположению - ученик Альвизе Виварини. Родился около 1480 года в Венеции, умер около 1555 года в Лоретто.
Источник: Московский комсомолец