В Киеве состоялась конференция, посвященная эндокринной орбитопатии


Тема очень специфичная и, к сожалению, редко обсуждаемая

3 июня 2019 года, прохладный зал коворкинга «Депо» (Киев) наполнен офтальмологами. Ophthalmic Light – профессиональная конференция, организованная профессором Оксаной Витовской, главой общественной организации «Всеукраинский офтальмологический альянс». Тема очень специфичная и, к сожалению, редко обсуждаемая – эндокринная орбитопатия. Проблема данного состояния заключается в том, что лечение и диагностика находятся на стыке нескольких специальностей: офтальмологии, эндокринологии и радиологии. Офтальмолог может столкнуться с рядом серьезных симптомов: двоением, выраженными блефаритами, химозом, экзофтальмом, воспалительными заболеваниями роговицы, вплоть до ее прободения. Серьезную опасность для пациентов с такими проявлениями представляет повышение ВГД, связанное с повышением давления в орбите. Поэтому лечение должно быть комплексным – на первое место выходит пульс-терапия стероидами, и при этом ни в коем случае не стоит забывать про симптоматическое лечение. Так, протекция роговицы и правильный уход за веками должны рекомендоваться каждому пациенту с экзофтальмом и ретракцией век.

Одним из видов терапии, который относится к редким для офтальмологии, является лучевая терапия, на сегодняшний день ставшая безопасной. Это связано с тем, что для каждого пациента индивидуально создается не только программа лечения, но и карта облучения, дабы не затронуть «нецелевые» ткани. Боязнь лучевой терапии связана со старым оборудованием и старыми методиками, которые давали много осложнений и побочных эффектов и которые, к счастью, уже практически нигде не используются. Облучаются как мышцы, так и ретробульбарная клетчатка. Редко встречающиеся осложнения (выпадение волос, катаракта, локальные кожные реакции и прочие) чаще всего связаны с некорректным проведением манипуляций, а значит, при обращении к грамотному специалисту такие нюансы можно свести на нет.

Анна Баринова посвятила свой доклад хирургическим методам лечения и эстетической медицины, применяемым в работе с пациентами с эндокринной офтальмопатией. В неактивной стадии через один-два года стабилизации пациента можно брать в операционную. В зависимости от причин экзофтальма решается, какой вариант декомпрессии орбиты лучше использовать у того или иного пациента. Например, если с помощью компьютерной томографии было выявлено утолщение мышц, то самым правильным решением будет костная декомпрессия; в свою очередь, при выявлении значительного фиброзирования ретробульбарной клетчатки хирург будет склоняться к жировой декомпрессии. Если же тактика будет выбрана некорректно, врач может не только не помочь пациенту, но и даже навредить. Второй тип операций у таких пациентов происходит по причине рестриктивного косоглазия. И третий тип операций, носящий более косметический характер, – блефаропластика.

Одна из дополнительных тем была посвящена антибиотикотерапии в медицине и, в частности, в офтальмологии. Опасность резистентности к антибиотикотерапии тяжело переоценить, поэтому докладчик рекомендовал использовать фторхиналоны, которые имеют две точки влияния на микроорганизм, за счет чего резистентность именно к этой группе развивается крайне редко.

Оксана Аверьянова раскрыла секреты реабилитации пациентов после проведения лазерной коррекции зрения. Положительный результат данной операции зиждется на двух китах: безопасности (точность проведенной диагностики – исключение риска развития кератоэктазии и кератоконуса) и точности (выбор программы). Для создания максимальной безопасности используются сразу несколько диагностических приборов для оценки как передней поверхности глаза (по принципу колец Пласидо), так и задней поверхности (камера Шемфлюга). Отдельно был отмечен кератотопограф Orbscan, в работе которого объединены обе методики. Оценка риска постоперационных осложнений проводится по 12 критериям, что делает операцию, пожалуй, одной из самых безопасных на сегодняшний день.

Данные кератотопографа поступают сразу в «планировщик» лечения и оттуда – в лазер. Частота излучения 500 импульсов в секунду, постоянный компьютерный контроль направления луча при лазерной коррекции зрения – и вопрос точности решен. В дополнение к этому существует несколько программ для данной операции в зависимости от профиля роговицы, возраста, степени миопии, что максимально ее индивидуализирует.

Максим Шеховцов в своем докладе сделал акцент на том, что детская офтальмология не такая сложная, как кажется, и порой самые базисные исследования могут быть решающими в практике врача-офтальмолога. В разборе клинических случаев было показано, как прочный материал (Trivex) может спасти глаз ребенка и насколько полезны мягкие контактные линзы для пациентов с аметропией. Отдельный акцент был сделан на использовании прогрессивных линз (PAL) у детей и был приведен пример пациентки с выраженной эзофорией вблизи (эксцесс конвергенции).

Многих заинтересовал анонс курсов беспрерывного обучения по оптометрии. Это значит, что в месяц будет преподаваться от одной до двух тем максимум, и это не потребует от врачей надолго оставлять рабочие места. И самое главное – весь курс будет построен на европейских и американских гайдлайнах (руководствах) оказания оптометрической помощи. С сентября ждем на курсах всех желающих погрузиться в мир профессиональной оптометрии.

Подготовлено Максимом Шеховцовым, врачом-офтальмологом, детским офтальмологом, офтальмовидеоблогером (Школа оптометрии доктора Шеховцова)

Текст © OCHKI.com